Программа сопровождения МУВ (Moving Opportunities Via Education - Движение для жизни) соединяет терапию и реабилитацию с функциональным движением, основанным на навыках сидения, стояния, ходьбы и перехода из одного положения в другое для обучения детей
Мы предлагаем специалистам четырёхдневное обучение основным принципам программы, с предоставлением протоколов ведения подопечных и проведением практических занятий по внедрению данной программы в жизнь семьи или в работу учреждений. Специалисты могут быть обучены по программе как для работы с родителями, так и в учреждениях.
Цель программы – максимально возможное развитие у детей функциональных видов деятельности, которые необходимы им в ежедневной жизни и связанны с самообслуживанием, личной независимостью, академическим обучением, досугом, общественными навыками или развитием его/ее собственных жизненных интересов.
Основное условие реализации программы - непрерывность реабилитационных мероприятий, что подразумевает под собой их ежедневное выполнение и встроенность в обычную жизнь семьи.
С помощью метода целевого ориентирования ребенок работает, стремясь к согласованным целям, которые варьируют от способности стоять и поднимать голову, контактируя с окружающим миром, до умения ходить без поддержки и играть в футбол при помощи тренажера ходьбы. Вводя практику значимых умений в ежедневную жизнь, эти программы дают возможность семье напрямую участвовать в процессе развития их ребенка.
Мы верим, что каждый, независимо от степени своих способностей, имеет право проявлять свой потенциал, и жить с достоинством и максимальным уровнем независимости.
MOVE подходит для всех, кто не научился стоять, сидеть или ходить, согласно своему возрасту, или утратил эти умения, например, в результате несчастного случая. Поскольку программа использует функциональный подход «сверху вниз», никто не может быть признан недостаточно способным участвовать в ней. (Существуют некоторые обстоятельства, которые могут ограничить чье-либо участие в программе, например, остеопороз. Поэтому очень важно, чтобы в команде MOVE участвовали люди с медицинским образованием.)
Если ваша школа или детский центр еще не практикуют MOVE , тогда первым шагом должно быть их вовлечение. Командный аспект – это ключевой момент MOVE , и мы рекомендуем, чтобы учителя, работники по уходу и лечащие врачи вашего ребенка были вовлечены для достижения наилучших результатов.
MOVE предлагает 4-5-дневные курсы, включающие практические занятия, для обучения навыкам, необходимым для успешного внедрения программы, в форме внутриучрежденческого тренинга для центра или школы с численностью персонала до 25 человек.
Свяжитесь с нами, чтобы получить информацию об учебных заведениях, использующих MOVE, в вашем регионе. Также мы будем рады организовать общение с вами одного из консультантов MOVE (волонтеров, преподавателей или медицинских работников) для обсуждения вопросов возможности и полезности применения этой программы в вашей организации.
Кушваха Наталья Геннадьевна,
Главный куратор программы "MOVE-Европа" в России
Подробнее о программе MOVE
MOVE-Европа – это организация, основанная в 1984 году, как часть общества “DisabilityPartnership” (Партнерства для людей с ограниченными способностями Принца Уэльского). Оно было создано, с целью помочь вовлечению людей с ограниченными способностями в общественную жизнь. Получив вдохновляющий импульс от MOVE-Интернешнл (США), флагманский проект MOVE-Европа был запущен в 1999 году, для того, чтобы дать возможность детям и взрослым с серьезными нарушениями, по всей Европе, получить доступ к программе MOVE, улучшающей возможности мобильности и повышающей независимость. В 2007 году MOVE-Европа стала исключительным проектом «DisabilityPartnership».
В настоящее время MOVE используется в более чем 500 реабилитационных развивающих центрах для детей и взрослых, специализированных школах медицинских учреждениях, учреждениях первичной медицинской помощи и центрах детского развития по всей Европе и Великобритании. В ней участвуют тысячи детей и взрослых.
Множество людей, участвовавших в этой программе, уже достигли большего успеха, чем ожидали (см. результаты практических исследований), и каждый ребенок в этой программе добился прогресса своих возможностей.
Опытные и научные исследования, проводимые на протяжении последних трех лет в рамках программы MOVE, выявили разнонаправленные изменения в части состояния здоровья и в социальном плане, в которых наблюдались положительные результаты у детей и взрослых с комплексными нарушениями, а также у лиц, обеспечивающих уход.
Наши исследования показали, что после года участия в программе, все дети достигли прогресса как минимум, в одном из навыков, и 94% детей научились либо поддерживать на хорошем уровне, либо улучшать свои навыки. Во время использования программы MOVE, 86% взрослых достигли прогресса, как в состоянии своего здоровья, так и в социальном плане, и 81% родителей, чьи дети работали по программе, почувствовали, что она дает основу, вдохновляющую и помогающую и профессионалам, и родителям работать более эффективно в одной команде.
Имеются также академические научные работы, поддерживающие принципы MOVE. Для более подробной информации можно посмотреть расширенный список источников.
«Благодаря MOVE развитие Оливера сделало огромный шаг вперед; его познавательные и коммуникативные навыки улучшились, так же как самооценка, осознание мира вокруг себя и своего места в нем. Теперь он редко спит в течение дня, его здоровье улучшилось, а также мышечный тонус». Элисон Харланд, учитель Оливера.
Мобильность: сидеть, стоять, ходить, перемещаться
Мобильность: сидеть, стоять, ходить, перемещаться
По мере того, как человек развивает свои навыки мобильности, они начинают играть более активную роль в его жизни.
MOVE может:
- улучшить способность выполнять каждодневные задачи,
- улучшить способность использования коммуникативных средств и взаимодействия с семьей, друзьями, врачами и учителями.
Обучение и образование
«Будучи снабжены соответствующими средствами и поддержкой, все дети, включая тех, у кого были диагностированы тяжелые и комплексные нарушения, были в состоянии выражать свои взгляды, желания и чувства». (Е.Стоун, Консультируя детей и подростков с нарушениями развития, Социальная защита и инвалиды, июль 2001,с.3).
Как только дети и взрослые начинают двигаться более независимо и изучать свое окружение и мир вокруг, они видят интересные вещи, и их любопытство пробуждается.
Они более сообразительны и способны принимать участие в чем-либо
Пребывание в вертикальном положении и/или способность двигаться, дают человеку с ограниченными способностями возможность обучаться
Усиливается когнитивное развитие, и они становятся более независимыми
Улучшается пространственное восприятие, благодаря облегчению доступа к окружению
Снижаются барьеры к обучению
Появляется возможность заниматься по общепринятой образовательной программе
Многие люди, участвуя в программе, подтвердили тезис о том, что при улучшении физических способностей, улучшаются также коммуникативные навыки и способность к обучению.
Здоровье
Процесс обучения умению сидеть в вертикальном положении, стоять или ходить независимо, с необходимой поддержкой или оборудованием, обладает невероятным влиянием на здоровье человека с ограниченными способностями:
Внутренние органы получают больше свободы для функционирования
Улучшаются дыхание, кровообращение и пищеварение
Контролируются деформирующие изменения
Те, кто может нести весовую нагрузку, обнаруживают, что их мышечный тонус улучшился, а конечности растут быстрее
Уменьшается степень костных и суставных смещений. Как только гравитация начинает играть свою роль, конечности начинают растягиваться. Это приводит к их выпрямлению, что полезно для людей с изменениями, например, тазобедренных суставов. Отдельные примеры показали, что MOVEпомогла отсрочить или избежать необходимости хирургического вмешательства.
Влияние дегенеративных или ограничивающих круг жизни заболеваний снижается, если здоровье ребенка поддерживается на более высоком уровне.
Социальная адаптация и семейная жизнь
«Воодушевление и помощь детям с ограниченными способностями в налаживании контактов с их обычными сверстниками дают им дополнительные полезные моменты, являющиеся результатом исключительно дружбы. В перспективном плане дети, позитивно взаимодействующие с детьми-инвалидами, скорее помогут изменить отношения в обществе». (С.Лангерман и Е.Уоролл. Обычные жизни: Дети с ограниченными способностями и их семьи.
Руководство для дарителей и спонсоров, Нью Филантропи Капитал (2005), с.21).
Из того факта, что MOVE приносит колоссальные преимущества ребенку, следует, что чем более независим и здоров ребенок, тем меньшую перегрузку испытывает вся семья. Благодаря MOVE:
Появляется индивидуальный выбор
Улучшается возможность общения через зрительный контакт и движение
Улучшается качество жизни и самооценка через достижение поставленных целей
Уменьшаются затраты времени на ежедневный уход (которые в среднем достигают 10 часов в день)
Растет самостоятельность, и это ведет к тому, что семья может уделить время более интересным семейным занятиям. Например, если ребенок способен воспользоваться туалетом в кафе, то семейный поход в кафе становится вполне выполнимым мероприятием.
Чем больше человек с ограниченными способностями может двигаться в своем окружении, тем более независимыми и социально адаптированными чувствуют себя он сам и его семья.
Уход за ребенком становится менее тяжелым физически для членов семьи, так как им больше нет необходимости, например, носить его вверх-вниз по лестнице или вокруг дома.
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ И ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ
MOVE предлагает отличную практическую основу для родителей и профессионалов, которые работают с детьми и взрослыми с ограниченными способностями. Она стремится объединить их усилия и стимулировать совместную работу на всех уровнях, упорядочивая ту работу, которая уже делается. Ее преимущества в области здоровья и социальной адаптации подтверждены научными исследованиями.
В отчетах Управления стандартами в образовании (Великобритания) указано, что учебные заведения, применяющие MOVE, превосходят остальные школы в следующих областях: социальные установки и личностное развитие, командная работа, учебная программа, физическое воспитание и мобильность, уровень подготовки персонала.
Программа MOVE повышает способность учебного/развивающего центра обеспечить физическое развитие для детей и взрослых со сложными физическими потребностями. Основные методики MOVEотвечают многим аспектам правительственной программы «Повестка дня XXIвека: EveryChildMatters», задачам физического развития в индивидуальных программах обучения, ежегодных целевым обзорам, Закону об образовании и Закону о несовершеннолетних (Великобритания). Будучи принятой в школе или развивающем центре, программа является экономичной и долговременно стабильной.
Марфо-Мариинский медицинский центр "Милосердие"
Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики
Комплексный реабилитационно-образовательный центр. г. Москва
Центр лечебной педагогики и диффернцированного обучения. г. Псков.
Реабилитационный центр для детей. г. Баку
Коломенский специализированный дом ребенка
МЦ "Новые возможности"