Белоусова М.В к.м.н., доцент кафедры детской неврологии Казанской государственной медицинской академии, г. Казань
Методические инструкции для специалистов
Лишь в последние 10 лет в медицинских и реабилитационных учреждениях Республики Татарстан появились сенсорные комнаты «Снузлин». И, безусловно, первоначальный опыт работы в Сенсорной комнате специалисты набирали хаотично, в ходе практики. Большую помощь в то время можно было получить из материалов пособия компании «РехабМедикал» «Снузлин». Мы в своей работе руководствовались именно опытом коллег из других регионов. И только позднее, в ходе дальнейшего накопления знаний появилась возможность изложить свой опыт в виде тезисов, методических рекомендаций и программ.
Хочется отметить, что в социально-реабилитационных учреждениях республики имеются оборудованные игровые и сенсорные комнаты, но расположены эти центры далеко от Казани и конечно, у специалистов нет возможности пройти специальное обучение по работе на данном виде оборудования. С учетом такой ситуации, мы, врачи Казанской государственной медицинской академии и специалисты Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало» подготовили методические инструкции для психологов и врачей региональных реабилитационных учреждений по работе в сенсорной комнате.
Занятия в сенсорной комнате с детьми с нарушениями зрения
Нарушения зрения у детей бывают врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или является результатом генетической передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота бывает следствием заболеваний органов зрения (сетчатки, роговицы) или структур головного мозга. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка.
Снижение или потеря зрения непосредственно влияют на эмоционально-волевую сферу ребенка, на накопление им чувственного опыта, на формирование характерологических и поведенческих особенностей ребенка. Детям, имеющим нарушения зрения, необходима комплексная медико-психологическая реабилитация. В реабилитационном процессе можно использовать модули сенсорной комнаты «Снузлин».
Показания: аномалии рефракции, спазм аккомодации, амблиопия, слабовидение.
Оборудование: панель из светооптических волокон «Фонтан», водопад из светооптических волокон.
Цель:
• коррекция развития двигательно-моторной координации,
• стимуляция фокусировки глаза (слежение за движением объекта по светооптической панели по периферии поля зрения),
• цветотерапия
• коррекция общего и зрительного утомления
План занятия: зрительное сосредоточение на цветовой панели «Фонтан» с расстояния 2 метров в течение 10-15 мин. (остальное светооптическое оборудование должно быть выключено). Курс - 5-9 занятий по 3 занятия в неделю.
Сеанс тренировки зрительномоторной координации длится в течение 15-30 мин. По данным проф. Богданова О.В. (2001), эффективность занятий в сенсорной комнате повышается, если в реабилитационный процесс включаются такие лечебные воздействия, как функциональное биоуправление (ФБУ) и транскраниальная микрополяризация (ТКМП). При включении в общий план занятий в сенсорной комнате
ФБУ «Амблиопия» - самостоятельно или в сочетании с ТКМП соответствующих зон мозга - результативность этих занятий существенно повышается.
Занятия в сенсорной комнате с детьми, имеющими нарушения слуха
Слуховой анализатор относится к категории дистантных экстероцепторов, позволяющих воспринимать и проводить анализ звукового сигнала на расстоянии. Он является одним из самых важных анализаторов человека. Адекватным раздражителем для слухового анализатора является звук. Поэтому, с целью стимуляции слухового анализатора у детей, в условиях сенсорной комнаты используются звуковые волны. Детям, имеющим нарушения слуха, в программе комплексной медикопсихологической реабилитации можно использовать модули сенсорной комнаты «Снузлин». Показания: комплексное лечение нейросенсорной тугоухости (методом электрической транскраниальной стимуляции проф. Лебедева).
Оборудование: проигрыватель с набором кассет и дисков для воспроизведения звуков, являющихся экологически значимыми раздражителями (звуки природы, городской гул, бытовой шум, голоса животных и птиц). В зависимости от степени снижения слуха, от возраста и функционального состояния пациента занятия проводятся в 2 формах:
1. Электростимуляция проводится в релаксационном блоке комнаты (в сухом бассейне).
Ребенку накладываются чрезкожные стимуляционные электроды включается ток
с соответствующими характеристиками. Закреплению релаксационного эффекта способствует звучание спокойной музыки. Сеанс длится 30 мин. Световые эффекты во время сеанса, во избежание отвлечения, применять не рекомендуется.
2. При значительном снижении слуха рекомендуется проведение электростимуляции с использованием активационного блока со световыми эффектами и прослушиванием специально подобранной музыки (при грубом снижении слуха музыку лучше прослушивать в наушниках).
Пуфик (Сиденья Сквоши» для пациента размещаются на ковре «Млечный путь» посередине комнаты. Ребенку накладываются стимуляционные электроды, и включается ток с соответствующими характеристиками. Продолжительность сеанса 30 мин.
Занятия в сенсорной комнате с детьми, имеющими слухоречевые проблемы
Дети со слухоречевой патологией частые «гости» реабилитационных центров и коррекционно-педагогических кабинетов. Коллектив авторов Республиканского детского сурдологического центра РДК Башкирии (Хасанов Р.Ш., Хабибулин Р.М.Дарасева Л.В., Закирзянова Г.И., 2001) предлагают следующий алгоритм работы с этими детьми в условиях сенсорной комнаты, который мы применяли в нашей работе.
Показания к сенсорной коррекции:
• Нарушения речи: логоневрозы, общее недоразвитие речи, дизартрия, задержка речевого развития;
• Нарушения слуха: нейросенсорная тугоухость II-IV степени, кондуктивная тугоухость
Основные направления работы с использованием сенсорной комнаты:
1. Консультативно-диагностическое обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта.
2. Проведение комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в сенсорной комнате с целью максимальной коррекции отклонений в развитии.
План терапевтических мероприятий:
1. Релаксационный блок: цель работы - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
Ожидаемые результаты:
• общие — повышение мотивации к работе;
• нозологические — эффективное лечение заикания, дизартрии, гиперактивности.
2. Активационый блок: цель работы - активация различных функций ЦНС за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
Ожидаемые результаты:
• общие - пробуждение интереса ребенка; стимуляция подвижности и исследовательского подхода у детей; развитие крупной и мелкой моторики;
• стимуляция тактильной чувствительности;
• нозологические - коррекция общего недоразвития речи (ОНР), дизартрии, задержки речевого развития (ЗРР).
3. Психогимнастика в сенсорной комнате:
Примерный план занятия:
• снятие напряжения (ходьба, бег по матам);
• пантомимика (преодоление препятствий - горной реки («сухой бассейн»), высоких гор (подушек, пуфиков));
• совместные действия (перебраться через водопад из светооптических волокон, передавать по очереди шарики, мячики).
Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. В группе детей с задержкой раннего развития (ЗРР, возраст до 4 лет) эффективны: занятия на развитие мелкой моторики - работа с интерактивными переключателями, с предметами на тактильной панели, игры с нитями «водопада», игры с шариками. В группе детей с ОНР (возраст 4-7 лет) эффективны: демонстрация проецирующихся на стенах сюжетных картин, изучение цветовой гаммы (настенные панели «Бесконечность», «Фонтан», световые трубки с пузырьками, «Водопад»).
4. Индивидуальная логопедическая работа: педагогические и психокоррекционные занятия в атмосфере сенсорной комнате.
Результаты работы сенсорной комнаты: с детьми со слухоречевой патологией в условиях
• Значительное сокращение продолжительности диагностического этапа за счет быстрого формирования продуктивного контакта;
• Повышение эффективности реабилитационных мероприятий, педагогических занятий, лечебных процедур, применяемых в комплексе с сенсорным оборудованием.
Особенности коррекции психических расстройств и нарушения развития детей
В этом случае сенсорная комната использовалась для коррекционной работы с конкретной проблемой, выявляемой у ребенка.
Этапы терапевтического процесса:
• Установление эмоционального контакта с ребенком;
• Психокоррекция (индивидуальная или в группе), включающая работу с модулями сенсорной комнаты и элементы психогимнастики, игротерапии, сказкотерпии, арттерапии.
Ожидаемые результаты:
• снижение эмоционального напряжения;
• создание положительного эмоционального настроя;
• приобретение навыков ауторелаксации;
• коррекция зависимости от окружающих;
• помощь в преодолении негативных переживаний.
Особенности психокоррекционной работы в сенсорной комнате:
1. Предоставление ребенку самостоятельного выбора модуля сенсорной комнаты и поощрение активного взаимодействия с ним. Осознание причинно-следственной связи между собственными действиями и их результатом создает ситуацию успеха и повышает самооценку.
2. Свободное передвижение в пространстве сенсорной комнаты. Это способствует развитию инициативности, самостоятельности и формированию произвольного поведения.
Занятия в сенсорной комнате с детьми с проявлениями гиперактивности и агрессивности
Задачи терапевтического вмешательства:
• развитие внимания;
• тренировка психомоторных функций;
• снижение психоэмоционального напряжения;
• обучение ауторелаксации;
• коррекция поведения.
Существует несколько вариантов проведения релаксационных занятий:
Вариант Первый: использование сухого бассейна, успокаивающей музыки, рассматривание пейзажа морских глубин;
Вариант Второй: размещение на пуфике («Остров», Сквош), прослушивание музыки и наблюдение за цветными пузырьками в трубе, игра со светооптическими нитями;
Вариант Третий: путешествие на ковре «Млечный путь» в сказочную страну под спокойную музыку. Релаксационные занятия проводятся с частотой 2-3 раза в неделю. Общий курс зависит от выраженности клинических проявлений и составляет 2-3 месяца Применение сенсорной комнаты нельзя рассматривать как патогенетически обусловленный метод лечения. Коррекция агрессивности и гиперактивности у детей проводится в комплексе с
поведенческой, игровой, семейной, а иногда и медикаментозной терапией. Использование сенсорного оборудования дополняет основные методы лечения, повышая мотивацию к терапии и улучшая ее результативность.
Достигаемые эффекты:
• развитие произвольного внимания;
• повышение устойчивости и концентрации внимания;
• улучшение эмоционального состояния.
Важно: ограничить использование ярких оптических панелей из-за повышенной возбудимости нервных процессов у детей с гиперактивностью.
Занятия в сенсорной комнате с детьми с проявлениями аутизма
Задачи коррекционной работы:
• установление продуктивного контакта
• развитие внутренней активности детей
• развитие социальных эмоций и коммуникативных навыков
Занятия проводят в диаде «Ребенок и мать». По мере достижения позитивных результатов занятия проводят с ребенком индивидуально.
Выделяют 3 основных этапа терапевтического вмешательства:
1. Установление контакта и адаптация ребенка к условиям сенсорной комнаты;
2. Коррекция аффективных расстройств, формирование различных средств общения в процессе целенаправленной деятельности: отказ от привычных стереотипов аутостимуляции;
3. Формирование адекватных отношений в диаде «Мать-дитя»; появление ролевых игр.
На первом этапе достигается быстрое и стойкое привлечение внимания ребенка и установление продуктивного контакта с ним. Результатами успешного прохождения этого этапа являются: пробуждение радости эмоционального общения. Работа в условиях сенсорной комнаты дает возможность быстрого перехода от занятий к релаксационным паузам и позволяет дозировать нагрузки.
На втором этапе целью коррекционных занятий становится постепенное обретение
уверенности в процессе общения с окружающим миром, ощущение безопасности. В результате успешного прохождения этого этапа удается добиться сокращения манипуляций с «недифференцированным игровым материалом» (веревочки, бумажки) и снижения агрессивности к близким. На этом этапе начинается формирование средств общения (стойкий визуальный контакт, осознание жестов, объективное восприятие мимики) и устранение патологизирующей симбиотической связи с родителем.
На третьем этапе задачи коррекционных занятий: формирование навыков самообслуживания, коррекция недоразвития восприятия, моторики, внимания; формирование навыков изобразительной деятельности; повышение активности в использовании речи.
Применение сенсорной комнаты в комплексной реабилитации детей с аутизмом
способствует достижению таких позитивных результатов, как:
• уменьшение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
• стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со
взрослыми и сверстниками;
• постепенное становление целенаправленного поведения;
• преодоление негативных форм поведения - агрессии, аутоагрессии, негативизма, расторможенности влечений;
• формирование адекватных детско-родительских отношений.
Занятия с детьми первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС
Коллектив авторов Ухтинского Дома ребенка с центром медико-социальной реабилитации для детей с патологией ЦНС и детей-инвалидов (Загороднюк Л.Г., Дрига О.В., Жогло Н.М., 2001) предлагает свою программу комплексной реабилитации детей с перинатальным поражением ЦНС, с использованием сенсорной комнаты.
Для проведения занятий формируются группы детей с учетом их психомоторного развития и ведущей неврологической симптоматики. Определяется наиболее слабая, отстающая сфера развития, на которую будет направлено стимулирующее воздействие. Стимуляция продолжается до появления положительной динамики в нервнопсихическом развитии ребенка. Далее, родители продолжают стимуляцию самостоятельно, в домашних условиях, используя имитаторы модулей сенсорной комнаты.
Основные направления работы в сенсорной комнате с детьми первого года жизни:
1. Коррекция зрительных ориентировочных реакций.
Цель: формирование зрительного сосредоточения на объекте.
Оборудование: трубка с пузырьками, зеркальный шар.
2. Зрительное сосредоточение на движущемся объекте.
Оборудование: движущаяся карусель – мобайл.
3. Коррекция слуховых ориентировочных реакций.
Цель: концентрация внимания на источнике звука, обогащение слухового опыта, формирование зрительного контакта между ребенком и взрослым.
Оборудование: звучащие игрушки, ветряной колокольчик.
4. Обогащение тактильных ощущений.
Цель: образование зрительно-тактильно-кинестетических связей; после образования этих связей вид предмета становится стимулом целенаправленного движения руки, которое осуществляется под контролем зрения.
Оборудование: трубка с пузырьками, зеркальный шар.
5. Эмоциональное развитие ребенка.
Цель: обогащение эмоциональной сферы ребенка, активизация речи, мотивация к подражательной деятельности, знакомство с мимическими проявлениями эмоций, познавательной, социальной, психологической, эмоциональной и сенсорной сферы.
Основные направления работы:
• коррекционное (развитие познавательных процессов, креативности, мотивации);
• релаксационное;
• телесно-ориентированное (снятие мышечных блоков и зажимов);
• профилактическое (предупреждения рецидивов расстройств поведения).
Эффекты сенсорного релаксационного воздействия:
• снижение агрессивности и беспокойного поведения;
• улучшение эмоционального состояния;
• снятие стресса и снижение тревожности;
• развитие спонтанности;
• повышение порога сенсорной чувствительности;
• создание ощущения безопасности и покоя.
Занятия в сенсорной комнате с детьми, перенесшими посттравматическое стрессовое расстройство
Симптомы посттравматического стрессового расстройства, вследствие жестокого обращения, физического, психологического, сексуального насилия:
• отклонения в поведении различной направленности;
• эмоциональные проблемы (страхи, тревога, депрессия, суицидальные попытки);
• проблемы общения;
• трудности концентрации внимания, сказывающиеся на обучении;
• социальная дезадаптация;
У детей, перенесших сексуальное насилие, выявляются:
• низкая самооценка;
• нарушение тактильной чувствительности;
• диссоциативные расстройства;
• сексуализированное поведение.
Концепция коррекционного воздействия при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР)
При ПТСР травматическое событие запечатлевается в нейрогуморальной системе мозга на фоне высокого уровня экскреции катехоламинов и ванилилминдальной кислоты (конечный продукт распада гормонов - норадреналина, адреналина и дофамина). Повышенный уровень стрессовых гормонов (катехоламинов и кортизола) вызывает искаженное запоминание события. В памяти остается измененное представление о происшедшем, за счет трансформации зрительных, пространственных, слуховых характеристик события. Пережитое событие долго удерживается в памяти. Воспоминание сопровождается повышением уровня стрессорных гормонов, как при самой травме. При психотерапии, сопровождающейся искусственным, перенасыщенным сенсорным стимулированием мозга (в условиях сенсорной комнаты), возможно ускорить «перезапись» искаженных признаков самой картины. Эта «перезапись» осуществляется на фоне продукции таких гормонов, как серотонин, мелатонин, эндорфины, гистамин — которые имеют противоположное стрессорным гормонам действие и обеспечивают реальное воспоминание травматического опыта. «Перемена» искаженной картины на реальную уменьшает и устраняет стрессовое состояние. После проведенной психотерапии реальная картина события становится частью личного опыта ребенка, что помогает ему справляться с переживанием травмы.
Цели и задачи комплексной терапии:
Комплексная терапия детей включает психологическую и медицинскую реабилитацию, направленную на снижение проявления ПТСР, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развития коммуникационных навыков. При этом главными задачами являются:
• восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
• создание чувства безопасности, защищенности;
• достижение релаксирующего эффекта;
• возвращение способности ощущать свое тело, восстановление тактильной чувствительности;
• развитие позитивного общения с другими детьми и взрослыми.
На основании проведенной психодиагностики назначается определенная последовательность релаксационных или активационных занятий в условиях сенсорной комнаты.
Курс определяется тяжестью состояния и состоит из 6-7 сеансов, продолжительностью 20 мин. с частотой 1-2 раза в неделю.
Ограничения:
• эписиндром у детей (нельзя использовать мигающие, сверкающие, раздражающие глаз стимулы, ритмическую громкую музыку);
• в работе с гиперактивными, возбудимыми детьми минимальное время на каждое занятие (минимальной должна быть нагрузка на сенсорику);
• в работе с тревожными детьми избегать резкого перехода от модуля к модулю. Оценка эффективности терапии проводится на основании анализа протоколов психокоррекции. Для этого используется карта пребывания в сенсорной комнате, в которой отражены ФИО (фамилия, имя, отчество), возраст ребенка, ведущая симптоматика, арсенал использованного оборудования, протоколы занятий, оценка реакций ребенка на пребывание в сенсорной комнате (у каждого ребенка своя программа реабилитации с учетом потенциального прогноза и эффективности предшествующей терапии). Для объективизации терапевтического эффекта используется тест самооценки состояния ребенка до и после пребывания в сенсорной комнате.
Занятия в сенсорной комнате с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе тяжелыми формами ДЦП.
Коллектив авторов Республиканского объединения по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов и Республиканской детской больницы г. Сыктывкар (Литвак В.А., 2001) предлагает следующую программу для работы в сенсорной комнате с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе тяжелыми формами ДЦП.
Цель:
· коррекция познавательной деятельности,
· развитие произвольного внимания,
· развитие эмоций,
· развитие речевого и невербального общения.
Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты уменьшает у детей чувство страха при падении. Занятия в Сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.
Методика коррекционной работы в Сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности подбора сенсорики. Начинать занятия в Сенсорной комнате следует с тактильных и кинестетических ощущений, поскольку, кожно-кинестетическая чувствительность является основой для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. В дальнейшем к тактильным ощущениям прибавляем слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые.
В группах коррекционная работа проводится при одновременном участии детей и их родителей. На занятиях создаются ситуации, когда ребенок должен быть наравне с мамой или даже помочь маме в какой-либо деятельности. На последующих занятиях обыгрываются ситуации, когда дети остаются одни, без родителей. Противопоказаний к занятиям в Сенсорной комнате практически нет, есть только ограничения, которые определяет врач:
• при эписиндроме или судорожной готовности нельзя использовать мигающие, сверкающие раздражающие глаз стимулы, а также ритмическую музыку;
• при работе с возбудимыми детьми время пребывания в комнате должно быть минимальным и минимальной должна быть нагрузки на сенсорику;
• при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Развитие ребенка с детским церебральным параличом происходит в ограниченном пространстве, что ведет к формированию эгоцентрических установок, способствует вторичной аутизации. В семье больной ребенок развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей. Не учитываются его планы, увлечения.
Задача коррекции состоит в том, чтобы разорвать эту симбиотическую связь матьдитя, чтобы дать возможность развиваться ребенку, и чтобы родители способствовали этому развитию. В силу гиперопеки ребенка больше всего страдает общение. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения общаться быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
На групповых занятиях дети учатся коммуникативным навыкам. Однако общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
В группах детей с нарушением опорно-двигательного аппарата много внимания уделяется невербальным способам общения. Детей учат с помощью жестов, поз, мимики передать какое-либо сообщение (например: игра «через стекло»), с помощью пантомимы рассказать всем известное стихотворение или сказку. На занятиях учат детей использовать общепринятые жесты, проводятся упражнения на развитие мимических движений.
Коллектив авторов (Кустышев И.Г, Кузнецова С.В., 2001) предлагают следующую программу для работы в сенсорной комнате с детьми, страдающими нарушениями опорнодвигательного аппарата, в том числе тяжелыми формами ДЦП. Кроме оборудования двух комнат базовой комплектации (сенсорной и мягкой игровой), были оборудованы еще две дополнительные комнаты: комната аудиостимуляции и комната формирования мелкой моторики.
Комната аудиостимуляции укомплектована звуковыми панелями «Звуки фермы»: «лающая собака», «скотный дворик», «бегущий зайчик», металлофоном, набором кассет с записью бытовых шумов и уличных звуков, рамкой с колокольчиками и т.д. В этой комнате успешно занимаются дети с отсутствием слухового сосредоточения, со снижением слуха, с несформированным комплексом оживления, а так же дети, страдающие моторной алалией.
Мощнейшим стимулятором развития двигательной активности и речи являются панели: «лающая собака» и «скотный дворик». Можно для этой цели использовать «Палетто». Отмечается значительное улучшение остроты слуха у детей, работающих с серией картин «Домашние звуки» и «Звуки улицы», необычные виды работы с серией звуков и картин вынуждают детей напрягать остаточный слух на материале неречевых звуков, что облегчает слуховое восприятие у неговорящих детей.
В комнате формирования мелкой моторики укомплектована тактильными панелями «Сенсорная тропа», активизирующие и развивающие игры и головоломки. Работа с этим оборудованием требует одновременно мыслительных усилий и дифференцированных движений пальцев и кистей рук, что является значительной стимуляцией мыслительной активности и речи. В работе с детьми с низким уровнем психического развития используется барабаны, зеркальное колесо, зеркальнодифракционный куб. Для детей, более продвинутых в развитии — «Твизлер», головоломки «Играющие дети», «Бабочка» и др.
Кроме того, эти игры успешно используются в работе с детьми, испытывающими значительные затруднения в двигательной сфере (спастические и гиперкинетические поражения рук). Столь сильно у детей желание дотронуться до игр, покрутить, поиграть с ними, что дети преодолевают сопротивление своего тела, подчиняют его своей воле и, при многократном повторении действия вырабатывают и улучшают навыки ручной моторики. Сенсорная комната используется для занятий в двух направлениях.
Первое — это релаксация больных с невротическими и психосоматическими расстройствами. Но наиболее важной для нас является работа на активационном блоке тренажеров для стимуляции несформированных функций — слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций и речи, больных с тяжелыми формами ДЦП, грубыми задержками психического развития.
Дети занимаются, в течение месяца, группами по четыре человека, длительность
одного занятия — 30 минут. Группы комплектуются, в соответствии с возрастом детей, а также с уровнем их физического и психического развития. Для того, чтобы больных не утомляли однообразные виды упражнений, используются различные сказочные сюжеты, в которые органично вплетена работа на тренажерах. Например, обыгрывая сказку «Гуси-лебеди», чтобы спасти Иванушку которого украли гуси (мобайл «Птица»), детям нужно перейти ручей (коврик «Млечный путь»), спрятаться под яблонькой (светооптическое панно «Фонтан»), растопить печку (панно «Бесконечность»), расчесать бороду Берендея (каскад светооптических волокон), проплыть по бурному морю к острову Буяну (водяной матрас). К каждому сказочному сюжету подобраны соответствующие запахи, музыкальное сопровождение, колеса со светоэффектами. Работа на этом оборудовании открывает неограниченные возможности для творчества и фантазии педагога и ребенка.
И, наконец, четвертая комната — мягкая игровая, или, комната формирования обшей моторики. В ней проводятся занятия по тренировке в хождении, ползании, сидении с опорой и без нее, вертикализации положения тела. Сухой бассейн расположен именно в этой комнате. Виды работы на тренажерах так же объединены каким-либо игровым сказочным сюжетом. Так, например, Кот Леопольд ловит мышек, которые убегают от него через «Норки» в «Туннель», прячутся в «Лесу», ныряют в озеро — сухой бассейн. Или это Зайчиха учит своих зайчат пробираться незаметно по «Лесу», сидеть неподвижно и неслышно на «Лесенке», ползать в «Норках» под корнями дерева», скрываясь от хитрого Лиса. Такое перевоплощение очень увлекает детей, а так же служит психотерапевтическим приемом, так как позволяет избавиться от смущения и массы других комплексов, свойственных больным детям. Ведь это уже не они ошибаются, спотыкаются и падают, а зайчата, мышата или лисята. Каждое занятие отличается от предыдущего, что создает дополнительную мотивацию деятельности детей. Каждый ребенок в течение занятия несколько раз проходит один и тот же тренажер, что позволяет сформировать и закрепить двигательные навыки.
Достигаемые эффекты:
· значимая положительная динамика в психомоторном и речевом развитии больных детей, путём направленной стимуляции сенсорных, эмоционально-волевых и статикомоторных и локомоторных функций.
Занятия в сенсорной комнате с детьми с девиантным поведением
При лечении патологических состояний у детей с патологией в эмоциональноволевой сфере, в области характера, на первом месте должны стоять медикопедагогические и психологические мероприятия.
Следствием гипоопеки и безнадзорности, черствости и жестокости окружающих являются такие патологические проявления, как склонность к разрушительным действиям, немотивированным колебаниям настроения или, наоборот, робость, застенчивость, ранимость, часто питательная неловкость и повышенная обидчивость ребенка. Поэтому ведущее значение имеет изъятие ребенка из неблагоприятных микросоциальных условий, травмирующих его психику и предрасполагающих к формированию и закреплению неправильных психопатических реакции ребенка или подростка. Как установлено английскими учеными, через 15-20 минут пребывания в Сенсорной комнате наступает состояние релаксации (расслабления), т.е. преобладания процессов торможения в центральной нервной системе, что является благоприятным фоном для работы многих специалистов — психологов, логопедов, педагогов.
Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие взрослых, в сочетании с мощным положительным эмоциональным влиянием эффектов Сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. С одной стороны, создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, а с другой стороны, внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для изучения и активного освоения новых ощущений, что стимулирует познавательную деятельность и мотивацию ребенка.
Как показывает опыт, богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, особенно из асоциальных семей, и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.
Использование Сенсорной комнаты в работе с девиантными детьми и подростками, плохо воспринимающими традиционные психотерапевтические занятия, является залогом успешности психокоррекционной работы. Для детей-сирот с расстройствами поведения эта комната может стать биографически значимым событием: ведь в волшебном пространстве комнаты психолог выстраивает с детьми обоюдно значимые сотруднические позитивные отношения, которые так редко встречаются в их жизни.
Особенности работы с детьми раннего возраста (с 1,5 до 4 лет)
Основные задачи:
1. Развитие сенсорных ощущений в различных модальностях и профилактика эмоциональной и сенсорной депривации. По словам Выготского Л.С.: «В раннем возрасте все психические функции развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия...». Поэтому усилия специалистов направлены на стимуляцию сенсорного развития детей в условиях сенсорной комнаты. Генерации перцептивной и сенсомоторной активности способствует новизна, необычность и доступность сенсорного оборудования. 2. Стимуляция ослабленных сенсорных функций.
3. Стимуляция двигательной активности (яркое привлекательное окружение повышает мотивацию к движению, позволяет закреплять положительный опыт в развитии двигательных навыков в условиях безопасной среды).
4. Формирование двигательных навыков.
Вы нашли ответ на свой вопрос?
Если нужна дополнительная информация, свяжитесь с нами удобным для Вас способом или оставьте свои контакты в окошке справа, и мы обязательно постараемся помочь!
ОБОРУДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сенсорная терапия «Снузлин» для людей с аутизмом
Пособие по использованию сенсорной комнаты
Рекомендации по проведению мероприятий в сенсорной комнате
Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате
Сенсорные комнаты и психо-эмоциональное развитие
Сенсорные комнаты Снузлин - уникальный сказочный мир ощущений
Научные подтверждения эффективности Сенсорной комнаты
Полисенсорное воздействие на организм в сенсорной комнате
Современные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми
ДРУГИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ