1 ноября 2010г.
Недавно в Рехаб энд Медикал — Великобритания поступила информация, что, предлагаемую нами систему «Саундбим» некоторые люди начали сравнивать с инструментом под названием «Теремин», стоимость которого значительно дешевле, чем стоимость «Саундбима».
В связи с этой ситуацией, мы подготовили материал для общей информации и для тех, кто желает сравнивать эти две совершенно разные системы и верить в миф об их схожести.
Ниже дана информация о сравнении системы «Саундбим» с «Термин» из двух источников:
1. от «Саундбим» и «Рехаб энд Медикал»
2. от независимого опытного пользователя, имеющего огромный опыт в использовании «Теремин» и опыт в использовании «Саундбима»
1. Тим Симмонс и Панкадж Кушваха, «Саундбим» и «Рехаб энд Медикал — Бристоль, Стокпорт — Великобритания»
Сравнение «Саундбим» и «Теремин» — это отличный пример того, что «вы получаете то, за что платили!».
«Теремин» — это антикварная технология, предлагаемая американским композитором и создателем электронной музыки — Робертом (Боб) Муг, под торговым названием «Moog Etherwave Theremin» от компании «Moog Music» — США, несмотря на то, что сам «Термин» был впервые изобретен Профессором Львом Сергеевичем Тереминым в России в 20х годах 20ого века (что мы всегда с благодарностью признаем, как вдохновение и «прадедушку» системы «Саундбим»). Эта технология, воспроизводящая звуки через движение внутри электромагнитного поля, использовалась и используется коллекционерами, композиторами музыки для фантастических фильмов и фильмов ужасов с 50х годов ХХ-го века, группами психоделического рока и экспериментальными музыкантами. Эту систему даже рекламируют как «самый старый электронный инструмент в мире!».
«Теремин» никогда не предлагался для использования в сфере образования, реабилитации и терапии, и мы не знаем ни одного места в мире, где он бы использовался в этом направлении — и для этого есть причины, о которых говорится ниже.
Действительно, «Теремин» — это бесконтактный инструмент. Но на этом все сходство и заканчивается. Эти две системы просто невозможно сравнивать на одном уровне.
На инструменте «Теремин» очень трудно воспроизводить какую-либо обычную (узнаваемую) мелодию. Одна рука должна контролировать тон одной ноты, проигрываемой по «глиссандо». Таким образом, для того, чтобы произвести хотя бы немного узнаваемую мелодию, требуется очень утонченный контроль за руками для контроля тона ноты.
У «Теремина» очень своеобразный и немного жутковатый звук (из-за чего он был так популярен в ранних научно фантастических фильмах). Некоторые современные разновидности «Теремина» позволяют извлекать и другие звуки, но для этого требуется дополнительное подключение к прочему оборудованию электронного воспроизведения и преобразования. Но, в основном, используются все те же основные оригинальные «жутковатые» звуки для проигрывания.
У системы «Теремин» фиксированный диапазон действия с фиксированным радиусом, внутри которого производятся звуки, что еще более ограничивает пригодность и полезность данной системы. Пользователь должен двигаться в непосредственной близости к антеннам системы, которые выходят из нее.
Система «Саундбим» имеет практически не ограниченные возможности в воспроизведении музыки, как пользователями в сферах образования, реабилитации и терапии, так и для прочего творческого использования в постановках спектаклей, танцах и музыкальных композициях, о чем свидетельствуют тысячи пользователей по всему миру.
Воспроизведение музыки очень простое, и пользователь может начать производить встроенные красивые звуки и мелодии практически после нескольких первых минут эксплуатации.
Звук можно определять и воспроизводить практически везде относительно тела пользователя и регулировать длину действия луча — диапазона воспроизведения. Это позволяет комфортно и экспрессивно играть всем, несмотря на уровень физических возможностей пользователя. С «Теремином» это практически сделать невозможно.
Так же, «Саундбим» — это не один инструмент, а потенциально 12 инструментов (максимально возможная комплектация — 4 луча и 8 переключателей) с дополнительными возможностями подключения к вибрационному оборудованию для получения дополнительного тактильного ощущения воспроизводимых звуков. И это еще более не позволяет проводить сравнение его с «Теремином» на одном уровне.
Множественные инструментальные возможности «Саундбима» позволяют проводить групповые занятия с несколькими пользователями. Используя одновременно 4 луча и 8 переключателей, можно вовлекать до 12 человек в самые разные занятия. «Теремин» позволяет одновременно использовать систему только одному пользователю.
Усовершенствованная, новая система «Саундбим» 5, ко всему вышеперечисленному, имеет еще больше возможностей при ее использовании, позволяет более просто и беспрепятственно эксплуатировать ее и имеет встроенный синтезатор. Разумеется, ни одной из этих дополнительных возможностей у системы «Теремин» нет.
2. Независимый музыкант Николас Франглен — Лондон, Великобритания
Я являюсь Британским музыкантом электронной музыки и композитором с большим опытом в использовании как системы «Саундбим», так и системы «Теремин». Меня попросили продемонстрировать отличия двух инструментов. Я независимый, профессиональный музыкант, без всяких коммерческих взаимоотношений как к «Саундбиму», так и к «Теремину».
Я играю на своем собственном инструменте «Теремин» более 15 лет. Этот инструмент я приобрел непосредственно от самого Боба Муг после того, как у меня был «Теремин-дуэт» с ним в середине 90х годов (прошлого века). Я не владею собственным «Саундбимом», но играю на нем более 10 лет, пользуясь «Саундбимами» друзей.
В Сентябре 2010 года, я исполнял «Гимн Лондонскому Мосту» — 24 часовой дуэт для «Саундбима» и «Теремина». Исполняя этот гимн, я играл на «Теремине», а пешеходы, переходящие через Лондонский мост, играли на «Саундбиме», который мной контролировался.
Я большой поклонник обоих инструментов. Так как на них обоих играют бесконтактно, не знающим, или недостаточно информированным людям, может показаться, что это подобные инструменты. Но на самом деле, ничто не может быть дальше от правды, как это мнение.
«Теремин» проигрывается через электромагнитное поле, создаваемое вокруг двух антенн, руками пользователя. Это высокоточный инструмент, имеющий генератор единого тона, создающий простой электронный тон. Он чрезвычайно сложен в игре — самый сложный инструмент, на котором я когда-либо играл. Различные ноты проигрываются при изменении расстояния между правой рукой и антенной вертикального тона. Тон постоянно изменяется по мере продвижения в сторону антенны по экспонентной шкале, так, что первая октава покрывается диапазоном примерно в 40 см, вторая — в 25 см и третья — в 10 см. Это означает, что нужно быть чрезвычайно точным в позиционировании своих рук для того, чтобы воспроизвести какую-либо определенную ноту. Требуется очень много практики и занятий для того, чтобы научиться играть на «Теремине», даже на самом базовом уровне. Много, много недель ежедневных занятий для того, чтобы воспроизвести всего одну мелодию и, конечно, много лет посвящения этой работе, чтобы воспроизводить композиции для комфортабельного прослушивания.
Более того, инструмент требует чрезвычайно высокого уровня концентрации во время игры, так как, даже малейшие изменения в положении, как рук, так и тела, изменяют реакцию инструмента — если тело немного передвинется во время проигрывания, это изменит положение всех нот. Так как электромагнитное поле окружает весь инструмент, передвижение любого человека рядом с пользователем так же изменит тон проигрываемой ноты. Требуется очень внимательно слушать проигрываемую ноту и делать чрезвычайно точные, тонкие движения для воспроизведения другой ноты. Это по настоящему очень трудно — если не знать, что делать, «Теремин» звучит, как воющая кошка, и по моему опыту, многие, кто покупает эти инструменты, используют их просто для воспроизведения жутковатых звуковых эффектов после того, как они понимают, как сложно играть на нем. Но, если научиться играть на «Теремине», можно играть на нем, так же экспрессивно, как на скрипке или виолончели. В правильных руках это такой прекрасный инструмент и имеет уникальное качество, как ни у одного классического инструмента.
«Саундбим» имеет другой подход к воспроизведению музыки. Первое, что можно отметить, это то, что Саундбим в своем сердце содержит очень адаптируемые электронные технологии и генераторы звуков, и может создавать множество различных звуков, одновременно используя различные сенсоры. Информация, посылаемая от сенсоров к центральному контроллеру, может быть направлена к множеству источников — к внутренним встроенным звукам и сочинениям или к внешним звукам от МИДИ приборов. Пользователь может решать, будут ли воспроизводиться какие-либо ноты от определенного сенсора, и выбирает определенный тип инструмента для воспроизведения этих нот, или, возможно, будет использовать этот сенсор для создания контрольной информации, которая может использоваться для воздействия других аспектов музыкального исполнения.
Центральный контроллер имеет несколько очень полезных функций исполнения. Как один пример: заранее установленные установки в Саундбиме были созданы умелыми и опытными музыкантами, которые распределили конкретные сенсоры к ритмам, другие — к конкретным музыкальным шкалам или темам — мелодиям. Таким образом, новичок может моментально сыграть, скажем, джазовую композицию, или электронную комбинацию звуков, или африканский ритм, используя один сенсор для контроля, например, барабанного ритма, другой для баса, третий для пианино и т.д. Все исполняемые ноты, шкалы и т.д. подходят к композиции, потому что они уже были предварительно установлены опытными музыкантами в определенной последовательности для исполнения. Эти встроенные установки чрезвычайно впечатляют и дают наслаждение в использовании.
Более опытные музыканты могут развивать и создавать собственные установки, которые бы больше подходили к их индивидуальным исполнениям, легко, но без ограничений, используя несколько сенсоров для воздействия на различные аспекты своих исполнений — интуитивно играя ноты на различных инструментах, на разных сенсорах, возможно, даже исполняя музыку с другими людьми на одном инструменте. Это по — настоящему чрезвычайно мощная система для использования.
А теперь про замечательные системы сенсоров «Саундбима». Сенсор реагирует на движения, которые производятся перед ним внутри сфокусированного луча. Пользователь «Саундбима» может точно определить, как центральный контроллер будет реагировать на движение внутри этого луча, с чрезвычайно высоким уровнем точности, используя заранее установленные программы, или легко создавая свои собственные.
Пользователь может, например, выбрать заранее установленную программу, которая разделяет луч от сенсора в 12 секций. Секции можно регулировать и установить, скажем, на расстоянии 10 см друг от друга, и каждая секция, проигрывающая звук, на полутон выше, чем соседняя секция. Это означает, что можно сразу же играть по хроматической шкале, и, зная, что, если продвинуть рукой на 20 см, можно сыграть ноту на два полутона выше, на 50 см — будет на 5 полутонов выше и т.д. Так можно очень легко научиться воспроизведению конкретной ноте. Можно установить луч сенсора, чтобы только играть ноты на определенной шкале — D major, Eb пентатонный, джазовые шкалы, все что Вы захотите — или переключиться от одной шкалы на другую, как последовательность песни — это так просто в использовании.
Это было настоящее откровение для меня, когда я в первый раз попробовал «Саундбим», играя на нем, почти, как играя на пианино в воздухе, где невозможно сыграть не ту ноту. Это просто невозможно сделать с «Теремином» и его постоянным изменением тона.
Я не музыкальный терапевт, но у меня много друзей музыкальных терапевтов, и я понимаю основы музыкальной терапии. Как человек, который экстенсивно использовал оба инструмента, я не могу даже представить, каким образом, кто-либо, мог бы использовать «Теремин» продуктивно в музыкальной терапии. Он более сложен в игре, чем скрипка, и представлял бы мало что, в качестве стимулирующей обратной связи людям с лимитированным физическим движением, или умственными способностями, кроме постоянного шума хаотично меняющимся тоном.
«Теремин» — это прекрасный инструмент, но он не предлагает никаких возможностей, которые есть у «Саундбима» в этом направлении. «Саундбим» так прост в игре, что даже тот, у кого имеются выраженные физические или умственные ограничения, может моментально получить и почувствовать обратную связь от своих действий, и это прекрасно видеть. В своей самой базовой комплектации, с одним лучом, «Саундбим» можно установить с одной зоной в пространстве. И пользователь, двигая свою руку или голову, или любую другую часть своего тела, от одного положения к другому, даже в сантиметрах друг от друга, может производить каскад нот, целую мелодию, ритм барабана, все что угодно! И они знают, что именно они это сделали! Конечно же, можно и усложнить использование «Саундбима». Терапевт может разделить зону сенсора на несколько различных секций, и пользователи проигрывают различные ноты, или шкалы, или музыкальные темы, или мелодии как они хотят — все композиций почти сразу. Музыкальные терапевты, с которыми я общался, говорят, что «Саундбим» не имеет параллелей в простоте использования и адаптивности в этом направлении.
Я надеюсь, что эта статья была полезна. Можно сказать, что «Теремин» — это больше, как «скрипка», а «Саундбим» — это легко адаптируемый синтезатор высокого уровня исполнения. Интересно, что «Саундбим» так адаптируем, что его даже можно установить в режиме работы, как «Теремин»! Но, конечно, обратное невозможно. Они оба поразительные и важные инструменты, но они очень разные.
Николас Франглен, Лондон 2010г.
Вы нашли ответ на свой вопрос?
Если нужна дополнительная информация, свяжитесь с нами удобным для Вас способом или оставьте свои контакты в окошке справа, и мы обязательно постараемся помочь!
ОБОРУДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
ДРУГИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ