Елена Ноубл, Магистр физиотерапии
Дети-инвалиды и посещение туалета
Воспитание независимости в пользовании туалетом меняет правила игры, особенно для ребенка с инвалидностью. Это не только расширяет возможности для участия в жизни дома, в школе и обществе, но и приносит пользу на протяжении всей их жизни.
Существует множество ресурсов, посвященных планированию посещения туалета, использованию визуальных эффектов и позитивного подкрепления успешных посещений туалета. Однако не менее важно обсудить, как перемещение и комфортная поддержка в туалете могут улучшить или переломить ситуацию, особенно для человека с различными нарушениями.
Для ребенка с разнообразными физическими проблемами посещение туалета часто рассматривается как прерывание привычных занятий и дополнительная трудность. Однако новое мышление о здоровье и инвалидности превратило посещение туалета в важнейшее полезное вмешательство и возможность научить значимым навыкам.
К счастью, эти навыки доступны почти каждому ребенку. При условии правильных изменений окружающей среды и вспомогательных приспособлений для позиционирования большинство детей могут улучшить навыки посещения туалета и повысить уровень участия в жизни общества и свою независимость.
Опираясь на сильные стороны ребенка Всемирная организация здравоохранения в 2001 году ввела новую систему классификации здоровья и инвалидности: Международную классификацию функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ). Вместо того, чтобы сосредотачиваться на ограничивающих факторах, ICF рассматривает, что может сделать ребенок. В рамках этого целью вмешательства является развитие текущего уровня функционирования ребенка, расширение участия в повседневной жизни и взаимодействия с более широким сообществом.1
В случаях, когда инвалидность накладывает ограничения на функции или строение тела, ICF выступает за внешнюю поддержку для преодоления ограничений. Известная также как контекстный фактор, внешняя поддержка варьируется от изменений окружающей среды до использования адаптивного оборудования и систем персональной поддержки. Эти контекстные факторы могут оказать особенно большое различие в туалетной процедуре. Как терапевты, мы должны спросить, как мы можем наилучшим образом помочь детям с инвалидностью пользоваться туалетом для эффективного опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Нам также необходимо предоставить им возможности для активного участия и большей независимости в повседневном туалете.
В 2012 году Розенбаум и Портер представили “F-слова для обозначения детской инвалидности”, чтобы провести параллель с ICF: Фитнес (Fitness), функция (Function), дружба (Friendships), семья (Family), веселье (Fun) и будущее (Future). Эти слова служат для непосредственного вмешательства на уровне ребенка. Когда речь заходит о туалете, возможно, самое важное слово это будущее. Предоставление поддержки и возможностей для развития навыков пользования туалетом сегодня окажет большое положительное влияние на будущее ребенка.2
Важность позы ребенка-инвалида в туалете
В западном мире сидение на приподнятом унитазе является стандартной практикой. Однако до середины 19 века туалеты, похожие на кресла, предназначались для членов королевской семьи и людей с инвалидностью.3 Все остальные для выполнения своих физиологических потребностей использовали позу на корточках. Последние исследования показывают, что сидение на корточках является наиболее эффективной позой в туалете. Расслабляется лобково-прямокишечная мышца, выпрямляются прямая кишка и сила тяжести способствует более быстрому, легкому и полному опорожнению.3-7 Исследования также отмечают, что в популяциях людей, практикующих такую позу, значительно меньше случаев запоров и заболеваний кишечника.3, 8-10 Кроме того, регулярное выполнение упражнений с приседаниями уменьшило недержание мочи и кала в группе детей школьного возраста11.
Многие дети с ограниченными физическими возможностями могут никогда и не добиться необходимого положения тела в туалете без существенной и подходящей поддержки. Тем не менее, поскольку эта социальная группа часто страдает от запоров и недержания мочи,12,13 мы можем использовать свои знания, чтобы обеспечить наилучшие возможные варианты поз и положений для повышения эффективности посещения туалета. Однако, прежде чем мы это сделаем, важно рассмотреть сложный этап, который выполняется перед посещением туалета: перемещение.
Решение проблемы перемещения инвалидов
Перемещения в туалете и вне его занимают центральное место в туалетных буднях и помогают обрести независимость. Родители и лица, осуществляющие уход, обеспокоены будущим своего ребенка и его способностью быть независимыми в уходе за собой, особенно по мере того, как они становятся старше и крупнее.14,15 Тем не менее, они часто перестают принимать участие в посещении туалета своим ребенком, потому что поддерживать или поднимать его на унитаз становится слишком трудоемко, тяжело или небезопасно.14,16
Выполнение упражнений с переходом в положения сидя или стоя тесно связано со способностью ходить в туалет, ухаживать за собой и мобилизоваться.14 Благодаря расширению возможностей для выполнения конкретных задач ребенок или взрослый с различными нарушениями может научиться участвовать в перемещениях в туалете и вне его с большей независимостью и эффективностью.17-20 Например, вертикальный наклоняемый столик или стол с мягкой обивкой может помочь детям, которые не могут ходить или имеют минимальный вес, переместить их с места на место (с кресла на унитаз, например) и обеспечить поддержку, пока ему поправляют одежду и подкатывают сиденье сзади. Таким образом, ежедневные походы в туалет становятся возможностью одновременно практиковать навыки сидения, стояния и переноса тела.
Это отражает концепцию ICF по улучшению деятельности и вовлечения за счет изменения окружающей обстановки и уменьшает необходимость ручного подъема теми, кто осуществляет уход. Предоставление детям возможности практиковаться и участвовать в туалетных перемещениях, если начать достаточно рано, со временем приводит к повышению успеваемости.14,20 Программа MOVE ™ предоставляет отличную основу для учителей специального образования, физиотерапевтов и специалистов по трудотерапии, а также родителей для развития этих навыков.20 (Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о предстоящих тренингах.)
Постановка целей для особых детей в туалете
Следующий шаг после перемещения - оптимальное положение тела в туалете. Обычно необходима адаптация, чтобы приспособиться к деформациям, мышечному тонусу и отсутствию контроля осанки, обеспечивая при этом стабильность, комфорт и оптимальное положение ребенка для эффективного устранения. При неправильном позиционировании дети с инвалидностью могут не суметь полностью опорожнить кишечник и мочевой пузырь, что подвергает их повышенному риску инфекций мочевыводящих путей, запоров и других осложнений.21
Обеспечение ощущения устойчивости в туалете является ключом к этому процессу. 21-23 Если дети правильно позиционированы и сидят устойчиво, они будут расслаблены, что позволяет расслабиться мышцам брюшного пресса.23, 24 Если дети вынуждены бороться за сохранение вертикального положения в туалете, они не могут расслабиться и сосредоточиться на текущей задаче по опорожнению.23, 24 Это чувство нестабильности может быть одной из основных причин, по которым дети с тяжелыми нарушениями сопротивляются сидению в туалете.22 Использование адаптивных кресел для туалета может помочь создать ощущение стабильности и позволить ребенку комфортно сохранять равновесие, не опасаясь упасть в туалете.
Что представляет собой эффективное адаптивное кресло для туалета?
Базовый стандарт включает прочную опору с расставленными ножками, хорошую поддержку спины и поручень или другую опору для рук спереди.22-25 Как и при активном сидении, положение плеч и верхних конечностей впереди туловища (например, когда вы держитесь за переднюю опору или опираетесь на нее) способствует лучшему контролю головы и туловища, и лучшей стабильности.24-28 Кроме того, там, где это возможно, нижние конечности должны располагаться так, чтобы колени были слегка выше бедер, способствуя лучшему опорожнению кишечника и мочевого пузыря. 5-7, 24, 29, 30 Это положение наиболее точно имитирует идеальное и естественную позу на корточках. Детям с тонусом разгибателей или плохим контролем осанки может потребоваться дополнительная регулировка угла наклона спинки сиденья или другие внешние системы поддержки
В дополнение к тому, что ребенок чувствует себя устойчивым и расслабленным в туалете, он также должен чувствовать себя комфортно. Детям с ограниченными возможностями часто требуется больше времени, чтобы выполнить эту задачу.21 Нэнси Р. Финни в своей книге «Обращение с маленьким ребенком с церебральным параличом дома» отмечает, что из-за своих физических недостатков детям с церебральным параличом потребуется больше времени, чтобы обрести равновесие в туалете, расслабиться, а затем понять, чего от них ожидают.24 Терапевты, работающие в школьных учреждениях, сообщают, что дети с инвалидностью могут сидеть где угодно от 5 до 45 минут, чтобы полностью опорожнить кишечник и мочевой пузырь.
Очевидно, что при длительных сеансах туалета, подобных этому, комфорт является ключевым фактором. Этот комфорт может быть обеспечен с помощью подкладок на несущих поверхностях или рельефных опорах.
Наличие оборудования для туалета инвалидов
Несмотря на важность позиционирования и комфорта, поиск подходящего оборудования, отвечающего этим требованиям, сопряжен с трудностями. Предыдущие публикации по туалетным устройствам с адаптивным позиционированием, хотя и с оговорками 16, 25 но указывали на отсутствие соответствующего оборудования для детей с ограниченными возможностями.16, 23, 25, 31
Остенсджо, изучая использование вспомогательных устройств, изменения окружающей обстановки и повседневную деятельность у 95 детей с церебральным параличом, отметил, что большинство родителей сообщали о “потребности в более подходящей поддержки”, описывая туалет своего ребенка и принадлежности для туалета или купания.31 Возможно, это объясняет, почему исследователи отметили, что принадлежности для туалета и купания в доме часто оставались неиспользованными. В то же время большинство этих детей все еще пользовались трусиками-подгузниками и слабительными после достижения 4-летнего возраста, что указывает на трудности с поиском эффективного кресла для туалета были препятствием для здорового опорожнения кишечника и мочевого пузыря.31
В другом исследовании Пивато опросил родителей о туалетных привычках и потребностях их детей, у которых были серьезные физические ограничения. Большинство респондентов сообщили, что они прекратили приучать своего ребенка к туалету из-за отсутствия подходящих туалетных сидений.16 Это привело к отсутствию поддержки во время туалета в обществе и школах. Часто сообщалось, что подъем и перемещение детей в туалете являются еще одним препятствием на пути приучения их к туалету.14-16 Исследователи пришли к выводу, что если бы имелось подходящее оборудование, а подъем и перемещение можно было бы облегчить, у большинства людей с тяжелыми формами инвалидности было бы больше шансов на приучение к туалету.16
Хотя это продолжает оставаться правдой при некоторых обстоятельствах, последние достижения в области технологий с тех пор позволили создать множество действенных и основанных на совместном участии решений для перемещения и адаптивных устройств для туалета. Они предназначены для перемещения и позиционирования детей с различными нарушениями.
Вывод
Рассматривание посещения туалета как возможности повысить свои навыки, независимость и участие в жизни общества, а не как ежедневную помеху, является отрадным событием для детей с ограниченными возможностями. Ключом к максимальному использованию возможности посещения туалета является облегчение и повышение эффективности посещения туалета. Что наряду с процедурами и графиком посещения туалета требует совершенствования методов переноса и позиционирования. Адаптивные кресла для туалета могут облегчить и то, и другое, однако их конструкция до недавнего времени не позволяла оптимизировать положение ребенка и обеспечить его комфорт. При правильной технике и удобных вариантах позиционирования большинство детей с ограниченными возможностями могут научиться эффективно пользоваться туалетом и таким образом добиться более полноценной, независимой жизни и более здорового будущего.
Достижение хорошего позиционирования в туалете с помощью кресла для туалета инвалидов Rifton HTS
Чтобы удовлетворить потребность в хорошей адаптивной системе гигиены и туалета, в компании Рифтон создали кресло для туалета HTS. Опираясь на мнения сотен терапевтов по всему миру, они включили функции, отвечающие всем потребностям, изложенным в этой статье. В следующей таблице представлена подробная информация об этих функциях и преимуществах:
Преимущества |
Описание |
Оптимальное позиционирование |
Благодаря подножкам, отрегулированным для обеспечения хорошей опоры ног, небольшому наклону спинки назад, небольшому наклону туловища вперед и хорошей передней поддержке Rifton HTS обеспечивает идеальное положение для туалета с наклоном вперед. Регулируемая подставка для ног обеспечивает рекомендуемую опору для ног и может быть приподнята, чтобы колени располагались немного выше бедер, если это необходимо, для лучшего опорожнения. Передняя поддержка, на которую клиент может опереться или положить руки, добавляет стабильности и комфорта. Сочетание аксессуаров, таких как боковые поддерживающие блоки и блоки для бедер, может повысить устойчивость. Регулировка угла наклона спинки и регулировка наклона кресла в пространстве позволяют клиентам с тяжелыми нарушениями здоровья и проявлениями гипотонии и спастичности удобно расположиться, что способствует расслаблению и улучшению самочувствия. Подножка, абдуктор и ремни на щиколотках обеспечивают оптимальную абдукцию. |
Комфорт |
Прочные поверхности Rifton HTS имеют рельеф и покрытие из пенополиуретана, что позволяет ребенку сидеть с комфортом во время длительных сеансов туалета. Для дополнительного комфорта и улучшенного распределения давления предусмотрена поддерживающая прокладка из пенопласта с закрытыми ячейками и конструкцией “ящик для яиц” под ней для снятия давления с чувствительных зон. |
Перемещение |
Перемещение в Rifton HTS и обратно облегчается благодаря функции наклона в пространстве. Наклоняя кресло вперед и отодвигая подножку назад, пользователю можно помочь с переходом в кресло и из него. Откидывающиеся боковые части и легкое снятие подлокотника обеспечивают более свободное боковое перемещение. |
Гигиена |
Уникальное сиденье с открытой задней частью значительно упрощает гигиену, в то время, пока пользователь еще сидит в кресле. Усовершенствованный дефлектор, предотвращающий разбрызгивание, уменьшает грязь и брызги. |
Использование в общест-венных местах |
Rifton HTS можно использовать с портативной базой. Эту подставку вместе с сиденьем для унитаза можно упаковать в мягкую сумку и брать с собой на семейные экскурсии, что расширяет возможности для участия в жизни социума. |
Рост |
Rifton HTS спроектирован с учетом роста пользователя. Регулировка глубины сиденья, высоты спинки и высоты кресла осуществляется легко и без инструментов. |
Вы нашли ответ на свой вопрос?
Если нужна дополнительная информация, свяжитесь с нами удобным для Вас способом или оставьте свои контакты в окошке справа, и мы обязательно постараемся помочь!
ОБОРУДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Посещение туалета детьми-инвалидами. Как повысить качество и регулярность этой процедуры?
ТОП-6 особенностей «Гигиенической туалетно-ванной системы Рифтон HTS»
Посещение туалета с использованием подъёмника ТРАМ
Ссылки
1. World Health Organization. International Classification of Functioning Disability and Health (ICF). https:// www.who.int/classifications/internationalclassification-of-functioning-disability-and-health. Accessed June 2022.
2. Rosenbaum P, Gorter JW. The ‘F-words’ in childhood disability: I swear this is how we should think! Child Care Health Dev. 2012; 38(4):457-463. doi:10.1111/j.1365-2214.2011.01338.x.
3. Isbit J. Health benefits of the natural squatting position. Nature’s Platform. Available at: http://www.naturesplatform.com/health_benefits.html. Accessed September 2022.
4. Rad S. Impact of ethnic habit on defecographic measurements. Arch Iranian Med. 2002; 5(2):115- 7.
5. Modi RM, Hinton A, Pinkhas D, Groce R, Meyer MM, Balasubramanian G, et al. Implementation of a defecation posture modification device - Impact on bowel movement patterns in healthy subjects. J Clin Gastroenterol. 2019; 53(3):216-9. doi:10.1097/ MCG.0000000000001143.
6. Sikirov D. Comparison of straining during defecation in three positions: Results and implications for human health. Dig Dis Sci. 2003; 48(7):1201-5. doi:10.1023/a:1024180319005
7. Tashiro D, Nakahara M, Kitajima E, Haraguchi K. The effects of a defecation posture, supported by the upper limbs, on respiratory function. J Phys Ther Sci. 2020; 32(5):332-6. doi:10.1589/jpts.32.332
8. Dimmer C, Martin B, Reeves N, Sullivan F. Squatting for the prevention of haemorrhoids. Townsend Letter for Doctors and Patients. 1996; 159:66-70.
9. Burkitt DP. Hiatus hernia: is it preventable? Am J Clin Nutr. 1981; 34(3):428-31. doi:10.1093/ajcn/34.3.428
10. Sethi, S. Squatting: A Forgotten Natural Instinct to Prevent Hemorrhoids! Am J Gastroenterol. 2010; 105:S142.
11. Garcia-Fernandez A, Petros EP. A four month squattingbased pelvic exercise regime cures day/night enuresis and bowel dysfunction in children aged 7-11 years. Cent European J Urol. 2020; 73(3):307-14. doi:10.5173/ceju.2020.0044.
12. Robertson J, Baines S, Emerson E, Hatton C. Prevalence of constipation in people with intellectual disability: A systematic review. J Intellect Dev Dis. 2018; 43(4):392-406. doi:10.3109/13668250.2017.13108 29
13. Vande Velde S, Van Renterghem K, Van Winkel M, De Bruyne R, Van Biervliet S. Constipation and fecal incontinence in children with cerebral palsy. Overview of literature and flowchart for a stepwise approach. Acta Gastroenterol Belg. 2018; 81(3):415-418.
14. Chaovalit S, Dodd KJ, Taylor NF. Impaired sit-to-stand is perceived by caregivers to affect mobility and self-care in children with cerebral palsy who had moderate to severe mobility limitations: A mixed methods analysis. Dev Neurorehabil. 2023; 26(1): 10-17. doi:10.1080 /17518423.2022.2133186
15. Black L, Shaunfield S, Labellarte P, Gaebler-Spira D, Foster C. Physical and environmental barriers to mobility and participation in children with medical
16. Pivato E. Breaching the last frontier: dignity and the toileting issue for persons with multiple and severe disabilities. Developmental Disabilities Bulletin. 2009; 37(1):153-64.
17. Schmidt RA, Lee TD, Winstein C et al. Motor control and learning: a behavioral emphasis. 6th ed. Champaign (IL): Human Kinetics; 2018.
18. Carr JH, Shepherd RB. Neurological rehabilitation: optimizing motor performance. Philadelphia (US): Churchhill Livingstone; 2011.
19. Hubbard IJ, Parsons MW, Neilson C, Carey LM. Task-specific training: evidence for and translation to clinical practice. Occup Ther Int. 2009; 16(3-4):175-89. doi:10.1002/oti.275
20. Bidabe DL. MOVE Hygiene and Toileting Program. Bakersfield, CA: Kern County Superintendent of Schools; 2009.
21. Sansome A. Bladder and bowel management in physically disabled children. Pediatr Child Health. 2011; 21(10):454-58. doi:10.1016/j. paed.2011.02.002.
22. Bettison S. Toilet Training to Independence for the Handicapped: A Manual for Trainers. Springfield, IL: CC Thomas; 1982.
23. Lee DF, Ryan S, Polgar JM, Leibel G. Consumer-based approaches used in the development of an adaptive toileting system for children with positioning problems. Phys Occup Ther Pediatr. 2002; 22(1):5-24.
24. Finnie NR. Handling the Young Child with Cerebral Palsy at Home. 3rd ed. Woburn, MA: ButterworthHeinemann; 1997: 173-9.
25. Rigby PJ, Ryan SE, Campbell KA. Effects of adaptive seating devices on the activity performance of children with cerebral palsy. Arch Phys Med Rehabil. 2009; 90:1389-95. doi:10.1016/j.apmr.2009.02.013.
26. Stavness C. The effect of positioning for children with cerebral palsy on upper-extremity function. Phys Occup Ther Pediatr. 2006; 26:39-53.
27. Myhr U, von Wendt L. Improvement of functional sitting position for children with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol. 1991; 33:246-56. doi: 10.1111/ j.1469-8749.1991.tb05114.x.
28. Dunaway A, Snyder S, LaRosa ME. Adaptive Toileting for Children Who Have Cerebral Palsy. Tucson, AZ: Therapy Skill Builders; 1998.
29. Harris D, Gilpin M. Toilet Teaching with Your Child: A Parent’s Guide. London, ON: Thames Valley Children’s Treatment Center; 1994.
30. Miezo PM. Parenting Children with Disabilities: A Professional Resource for Physicians and Guide for Parents. New York, NY: Marcel Deckker, Inc; 1983.
31. Ostensjo S, Carlberg EB, Vollestad NK. The use and impact of assistive devices and other environmental modifications on everyday activities and care in young children with cerebral palsy. Disabil Rehabil. 2005; 27(14):849-61. doi:10.1080/09638280400018619