Значение физической активности для людей с инвалидностью
Отсутствие физической активности является четвертым фактором риска смертности во всем мире.1 В 2010 году, чтобы противодействовать изнурительным последствиям гиподинамии ималоподвижного образа жизни, ВОЗ опубликовала рекомендации по физической активности на протяжении всей жизни. Эти руководящие принципы были пересмотрены в 2020 году и впервые включали рекомендации по физической активности для людей, живущих с хроническими заболеваниями или инвалидностью.2
Детям и подросткам (в возрасте от 5 до 17 лет) рекомендуется ежедневно выполнять не менее 60 минут умеренной или интенсивной, в основном аэробной, физической активности, чтобы предотвратить долгосрочный риск для здоровья. Также, они рекомендуют выполнять укрепляющие упражнения не реже трех раз в неделю. Кроме этого ВОЗ признает зависимость "доза-ответная реакция" между повышением физической активности и улучшением сердечно-сосудистой системы и обмена веществ. Это просто означает, что ежедневные физические упражнения продолжительностью более 60 минут приносят пользу здоровью. В обновленных рекомендациях также рассматриваются негативные последствия малоподвижного образа жизни для здоровья и подчеркивается, что нет серьезных рисков для людей с ограниченными возможностями, занимающихся физической активностью, когда это соответствует их состоянию здоровья и физическим возможностям, и польза для здоровья, как правило, перевешивает риски. Далее в описаниях передовых практик отмечается, что для этой группы населения некоторая активность лучше, чем никакой, и что физическая активность будет выражаться по-разному у разных людей в зависимости от их возраста и способностей. Это, безусловно, верно для детей с церебральным параличом (ДЦП) из-за различных проблем с моторикой, координацией и равновесием, с которыми они сталкиваются.
В статье Вершурена и его коллег, опубликованной в 2016 году, подробно описаны рекомендации по физическим упражнениям специально для детей и подростков с ДЦП. В этом исследовании отмечается, что процент времени, проводимого при легкой и умеренной физической активности, уменьшается, в то время как сидячий образ жизни увеличивается у детей, демонстрирующих более выраженную вовлеченность по шкале классификации высших двигательных функций (GMFCS). Например, дети с IV и V уровнями GMFCS ведут сидячий образ жизни более 95% времени.3 Существует обратная зависимость между тяжестью инвалидности и временем, проведенным в вертикальном положении при стоянии или ходьбе4. Хотя Вершурен предполагает, что дети и подростки с ДЦП должны стремиться выполнять рекомендации ВОЗ, для наиболее тяжелых пациентов это часто может показаться сложной задачей или даже полностью недостижимой.
Малоподвижный образ жизни и небольшая физическая активность
Однако другая статья Вершурена предлагает новый взгляд на проблему физической активности в этой категории пациентов. Из-за возникающих препятствий для детей с ДЦП они предлагают сместить акцент с выполнения упражнений средней и высокой интенсивности и в сторону уменьшения сидячего образа жизни благодаря частым возможностям для легкой физической активности.5 Кроме того, они определяют сидячее поведение по трем критериям: отсутствие мышечной активности, положение сидя или лежа, и расход энергии меньше или равный 1,5 метаболическим эквивалентам задачи. Один метаболический эквивалент (MET) - это количество кислорода, потребляемое во время отдыха в сидячем положении и используется для определения энергетических потребностей при различных физических нагрузках как кратных базовой скорости метаболизма.6
При работе над уменьшением сидячего образа жизни необходимо учитывать все три фактора – осанку, энергозатраты и мышечную бездеятельность. Например, у людей с ДЦП тонус или спастичность могут увеличивать энергозатраты независимо от положения тела. Таким образом, в некоторых случаях даже активное сидение является сложной работой и не считается “малоподвижным поведением”. В других случаях для людей с ДЦП на более высоких уровнях GMFCS простое введение альтернативной позы или положения может активизировать мышечную активность, тем самым увеличивая затраты энергии и сокращая сидячий образ жизни. Это может быть так же просто, как предоставление возможностей для стояния с опорой, как продемонстрировало другое исследование, проведенное Вершуреном и его коллегами в 2014 году.
Стояние с опорой как физическая активность
В этом исследовании они намеревались определить MET, используемые детьми с ДЦП в нескольких условиях, включая положение стоя.8 В исследование были включены 19 детей в возрасте от 4 до 20 лет со спастическим ДЦП всех уровней GMFCS. Они использовали метод непрямой калориметрии для мониторинга потребления кислорода и выработки углекислого газа и использовали электромиограмму для измерения мышечной активности. Они обнаружили, что затраты энергии при стоянии превышали 1,5 МЕТ (или в пределах категории легкой физической активности) для всех уровней GMFC. Кроме того, мышечная активность увеличилась у детей, которым требовалась меньшая поддержка в вертикальном положении, и, наоборот, мышечная активность снизилась, когда людям требовалось больше поддержки для поддержания вертикального положения. Интересно, что при полной поддержке в положении стоя, затраты энергии увеличились для уровня V GMFCS, даже несмотря на то, что мышечная активность была меньше.Вершурен пришел к выводу, что стояние можно считать “легкой физической активностью” и его следует использовать для снижения сидячего образа жизни у детей с церебральным параличом.
Таким образом, мы, клиницисты, можем сделать вывод, что дети с церебральным параличом большую часть своего дня сидят и сталкиваются со значительными препятствиями для выполнения рекомендованных ВОЗ 60 минут умеренной или интенсивной физической активности. Для этих детей сокращение малоподвижного образа жизни за счет введения легкой физической активности и альтернативного положения тела может быть более подходящим путем к здоровому образу жизни и привычкам. Клиницисты широко признают многие преимущества опор стояния, включая улучшение состояния тазобедренных суставов, повышение минеральной плотности костной ткани, лечение и профилактику контрактур, улучшение сердечно-сосудистой системы и легких, увеличение силы и функциональности кишечника и мочевого пузыря. Теперь, основываясь на новых исследованиях, мы можем рассматривать внедрение в практику стояния с опорой или даже ежедневные переходы из положения сидя в положение стоя как средство повышения легкой физической активности и снижения малоподвижного образа жизни.
Мишель Мейер, физический терапевт, DPT
Вы нашли ответ на свой вопрос?
Если нужна дополнительная информация, свяжитесь с нами удобным для Вас способом или оставьте свои контакты в окошке справа, и мы обязательно постараемся помочь!
ОБОРУДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Влияние наклона, отведения бедра, ориентации и тонуса на весовую нагрузку в адаптивных вертикализаторах
Использование Мобильной вертикализации
Ссылки
-
World Health Organization. Global Recommendations on Physical Activity for Health. Geneva, Switzerland: World Health Organization Press, 2010.
-
Bull FC, Al-Ansari SS, Biddle S, et al. World Health Organization 2020 guidelines on physical activity and sedentary behaviour. Br J Sports Med. 2020;54(24):1451-1462. doi:10.1136/bjsports-2020-102955. Free Full Text https://bjsm.bmj.com/content/54/24/1451.long
-
Verschuren, O., Peterson, M.D., Balemans, A.C.J. and Hurvitz, E.A. (2016), Exercise and physical activity recommendations for people with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol, 58: 798-808. https://doi.org/10.1111/dmcn.13053
-
Pirpiris M, Graham HK. Uptime in children with cerebral palsy. J Pediatr Orthop. 2004;24(5):521-528. doi:10.1097/00004694-200409000-00012
-
Verschuren O, Darrah J, Novak I, Ketelaar M, Wiart L. Health-enhancing physical activity in children with cerebral palsy: more of the same is not enough. Phys Ther. 2014;94(2):297-305. doi:10.2522/ptj.20130214
-
Jetté M, Sidney K, Blümchen G. Metabolic equivalents (METS) in exercise testing, exercise prescription, and evaluation of functional capacity. Clin Cardiol. 1990;13(8):555-565. doi:10.1002/clc.4960130809
-
Nashner LM, Shumway-Cook A, Marin O. Stance posture control in select groups of children with cerebral palsy: deficits in sensory organization and muscular coordination. Exp Brain Res. 1983;49(3):393-409. doi:10.1007/BF00238781
-
Verschuren O, Peterson MD, Leferink S, Darrah J. Muscle activation and energy-requirements for varying postures in children and adolescents with cerebral palsy. J Pediatr. 2014 Nov;165(5):1011-6. doi: 10.1016/j.jpeds.2014.07.027. Epub 2014 Aug 20. PMID: 25151195; PMCID: PMC4440582.