Использование кресла-коляски для инвалидов «Рифтон» с подлокотниками с дополнительными креплениями рук
Терапевты различают два вида сидения – активное и пассивное. Под активным сидением понимается позиционирование, при котором верхняя часть туловища и верхние конечности находятся над закрепленным тазом и которое позволяет выполнять различные задания. Поза, которую мы принимаем во время активного сидения, подходит для приема пищи, обучения и общения, поскольку эта поза позволяет следить за окружающим миром, опираясь в основном на мышечную силу и устойчивое функционирование опорно-двигательного аппарата. Во время активного сидения наши ноги стоят на полу, а таз наклонен вперед, что определяет положение верхней части туловища – тело и голова также наклонены вперед. Таким образом, мышцы туловища и шеи напрягаются, чтобы преодолеть силу притяжения, а верхние конечности остаются свободными, что дает человеку возможность дотягиваться до предметов, писать или поднимать руки. Такая позиция также стимулирует контроль головы для улучшенной коммуникации.
Для здоровых людей активное сидение – дело привычное, но людей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата этому навыку необходимо научить и закрепить его в их сознании. Иногда для этого приходится пользоваться специальным оборудованием, в том числе, позиционными стульчиками. Программа «MOVE», основанная на исследовательской деятельности и обучающая людей с ограниченными возможностями ключевым жизненным навыкам, разработала систему обучения активного сидения с использованием многофункционального кресла с подлокотниками с дополнительными креплениями для рук.
Программа «MOVE» учит активному сидению «от верха к низу». Сначала человек учится контролировать голову, затем туловище, и в самом конце – ноги. Одновременное ограничение движения определенных частей тела и использование поддержек там, где они необходимы, улучшает концентрацию внимания на поставленной задаче и результат «тренировок». По мере того, как мышечная сила и контроль увеличиваются, а навыки выучиваются, поддержки убираются, чтобы еще ближе подойти к цели – умению и привычке принимать активную сидячую позу.
Кресло-коляска для инвалидов Рифтон было разработано таким образом, чтобы отвечать концепциям программы «MOVE». Рекомендованная стандартная комплектация Кресло-коляски для инвалидов Рифтон для обучения активному сидению включает:
- База Hi/Lo: позволяет позиционировать ноги на подножке для увеличения баланса, стабильности и проприоцептивной обратной связи
- Регулируемые сиденье и спинка
- Система «Отклонение в пространстве»: настройте угол наклона вперед, чтобы стимулировать наклон таза и позиционирование туловища
- Подлокотники с дополнительным креплением для рук
- Изогнутый или плоский подголовник
- Поддержка таза
- Абдуктор
- Крепления для голени
- Подставка для ног
- Сандалии с клиньями
Что же в действительности настолько уникально в Кресло-коляске для инвалидов Рифтон? Это его подлокотники с дополнительными креплениями для рук. В отличие от обычных подлокотников, они позволяют позиционировать верхние конечности перед туловищем. Таким образом, таз наклоняется вперед и определяет положение туловища, приводя все тело к позе активного сидения. Тем, кто работает над контролем головы, подобное положение помогает укрепить верхние мышцы спины и мышцы шеи.
Тем не менее, даже превосходное кресло не может заменить упражнений. Люди с ограниченными возможностями выучивают жизненные навыки посредством долгих часов тренировок (как и все мы), и мы – терапевты – делаем этот процесс намного более полезным за счет того, что предлагаем людям воспользоваться отличными позиционными устройствами. И это, несомненно, один из самых важных аспектов нашей работы.
Статья написана ведущим физиотерапевтом Эленой Ноубл