Доктор Ханна Линк (бакалавр, клинический психолог, доктор клинической психологии, Великобритания, 2012 г.)
Аутизм представляет собой спектр расстройств, которые варьируются в зависимости от степени тяжести симптомов и проявления характерных особенностей. Эти отличительные особенности влияют на способность социального взаимодействия человека с другими людьми, на общение. Также для людей с аутизмом характерна повышенная или пониженная чувствительность к звукам, прикосновениям, вкусу, запаху и свету. В большинстве случаев характерные черты аутизма проявляются в возрасте от одного до трех лет. В Великобритании насчитывается более полумиллиона людей, страдающих аутизмом (Baird et al., 2006). С начала 90-х гг. был отмечен рост количества людей с аутизмом. Возникла необходимость предоставления подходящей сенсорной стимуляции для того, чтобы облегчить развитие коммуникативных навыков, и в то же время предоставить такую сенсорно-стимулирующую среду, которая отвечала бы всем остальным нуждам развития сенсорного восприятия.
Для человека с аутизмом взаимодействие с другими людьми может оказаться настоящим испытанием, и существующая окружающая сенсорная среда может приносить беспокойство. Такая ситуация может приводить к увеличению стереотипных и поведенческих проблем. Модифицируя сенсорные потребности и сосредотачиваясь на возможностях человека, количество проявлений данных нарушений в поведении можно снизить. Подобное модифицирование может также способствовать сенсорному и информационному восприятию, что приведет к меньшему количеству проблем во взрослой жизни. Если у ребенка есть сложности в восприятии и интерпретации сенсорного воздействия, то становится понятным, почему они видят мир по-другому, а не так как мы.
Один из подходов, который может помочь с развитием сенсорного восприятия, это создание окружающей среды «Снузлин». Сенсорная комната «Снузлин» предоставляет широкий спектр сенсорной стимуляции, которая направлена на то, чтобы отвечать нуждам людей с аутизмом и развивать их сенсорное восприятие. Это будет способствовать их подготовке к участию и вовлечению в различные виды деятельности.
Поведение, характерное для людей с аутизмом, включает в себя три главных аспекта. Это недостаточность социальных взаимодействий, нарушенная коммуникация, нарушенное сенсорное восприятие.
- При социальном взаимодействии с другими людьми отмечается ограничение зрительного контакта и проявления различных выражений на лице и жестов. «Снузлин» не предлагает прямого социального взаимодействия, поэтому подходит для любого человека, независимо от уровня его социальных навыков. Можно подобрать занятия, направленные на развитие независимого, параллельного и совместного взаимодействия.
- Нарушенная коммуникация - у детей с аутизмом зачастую проявляются задержки в умении понимать речь и говорить. Можно использовать «Снузлин» с возможностью переключателей для закрепления коммуникативных навыков и для лучшего применения сенсорного подхода.
- Нарушенное сенсорное восприятие заключается в том, что такому человеку может казаться, что окружающий мир чувств подавляет его. Это может приводить к состоянию фрустрации. Это, в свою очередь, может приводить к перепадам в настроении и чувству потери контроля. Уровень стимуляции в комнате «Снузлин» может быть отрегулирован (большая или меньшая степень стимуляции) для того, чтобы контролировать уровень сенсорной возбудимости и модифицировать поведение.
Окружающая среда «Снузлин»
Сенсорная комната Снузлин оказывает прямое и непрямое воздействие на органы чувств и может быть использована отдельно или как часть общей терапии для того, чтобы обеспечить сенсорное воздействие. Оборудование, которое подходит для людей с аутизмом, может включать в себя:
Визуальная стимуляция (зрение) - Фиброоптическое волокно, Проектор с изображениями, вызывающими воспоминания, Пузырьковые трубки.
Слуховая стимуляция (звук) - Записи с релаксирующими звуками, Вибрирующий звук от оборудования, Музыка ветра, Музыка, отражающая личные музыкальные предпочтения.
Обонятельная стимуляция (запах) - Ароматерапия, знакомые ароматы духов или средств после бритья. Например, знакомый запах духов или средства после бритья родителей может снизить уровень беспокойства ребенка.
Вкусовая стимуляция (вкус) - Любые съедобные продукты, которые обладают различимыми вкусами или текстурой. Люди с аутизмом могут ориентироваться на конкретные вкусы и текстуру. Нужно стремиться к постепенному расширению ряда продуктов, узнаваемых на вкус.
Тактильная стимуляция (прикосновение) - Вибрирующие подушки и матрасы, Утяжеленные одеяла с различными текстурными поверхностями.
Проприоцептивная или вестибулярная стимуляция (движение) - Кресла-качалки, лошадки-качалки. Растяжки и вытягивание.
Окружающая среда комнаты «Снузлин» - это в своем роде «набор инструментов» с различным оборудованием, предназначенным для воздействия на разные сенсорные зоны человека, который использует это оборудование. «Снузлин» не использует все предметы оборудования одновременно.
Оценка сенсорной комнаты Снузлин
Перед использованием оборудования «Снузлин» необходимо оценить состояние человека с аутизмом. Для этого может понадобиться следующее:
- Средство сенсорной оценки и профилирования (Collier, 2003) - Это исследование помогает выявить сенсорные предпочтения человека. Рекомендуется начинать терапевтические сессии «Снузлин» с оборудования, которое будет влиять на сенсорные зоны, предпочтительные для данного человека. Это поможет с более легким переходом к использованию сенсорной комнаты «Снузлин» и может быть использовано в качестве отправной точки для стимуляции и других органов чувств по мере прогресса при прохождении терапии.
- Сенсорный профиль (Dunn, 1999) - Это исследование помогает определить уровень стимуляции, необходимый человеку. При исследовании выявляют тех, кто обладает различными сенсорными порогами, и кто ориентирован на разные сенсорные модальности. Благодаря такой информации можно подобрать необходимый уровень стимуляции в комнате «Снузлин».
- Уровень активности согласно д-ру Пул (PAL) в качестве инструмента оккупационального профилирования (Pool, 2011) - Это исследование лучше подходит для аутистов взрослого возраста. Даются инструкции, как проводить терапевтическую сессию «Снузлин» в зависимости от степени когнитивного нарушения. Инструкции помогают структурировать деятельность, разработать терапевтическую сессию «Снузлин» и провести ее от начала и до конца.
- Информационные листы для предлагаемой среды с мультисенсорным воздействием (Pagliano, 2001) - Данные информационные листы помогают вести мониторинг прогресса, наблюдаемого в среде комнаты «Снузлин»; ведётся запись поведенческих реакций по стандартной системе. Акцент делается на индивидуальных способностях человека и на аспектах среды «Снузлин», способствующих развитию и обучению.
Руководство при использовании комнаты «Снузлин»
Необходимо использовать руководство в сочетании с четкими методами оценки. Руководство по использованию «Снузлин» есть в методике исследования «Уровень активности согласно Пулу (PAL) в качестве инструмента оккупационального профилирования» (Пул, 2011).
Использованная литература
Baird, G et al (2006) Prevalence of disorders of the autism spectrum in a population cohort of children in South West Thames: the Special Needs and Autism Project (SNAP). The Lancet, 368(9531), pp210-215.
Collier, L (200?) The Sensory Preference and Profiling Tool. Rompa. UK
Dunn, W (1999) The Sensory Profile. Pearsons, UK
Pagliano, P (2001) Using a Multisensory Environment. David Fulton Publishers. UK
Pool, J (2011) The Pool Activity Level (PAL) Instrument for Occupational Profiling. Jessica Kingsley.
Вы нашли ответ на свой вопрос?
Если нужна дополнительная информация, свяжитесь с нами удобным для Вас способом или оставьте свои контакты в окошке справа, и мы обязательно постараемся помочь!