(Pankaj Kushwaha, Rehab and Medical Ltd., Stockport, United Kingdom)
Что такое музыка?
Перед началом разговора о терапевтическом и образовательном значении Саундбима, необходимо подумать, что мы сами понимаем под словом музыка и об её значении в обществе. Картина может стать более сложной, если принимать во внимание мнения разных людей. Например, что означает музыка для пятилетнего ребенка, или подростка, или восьмидесятилетнего человека. Или, еще расширяя это понятие, что такое музыка для пятилетнего ребенка в Англии, Индии или Бразилии.
К тому времени, когда мы становимся взрослыми, у нас уже образуется определенное сознательное или бессознательное понятие, что для нас означает слово музыка и этим самым мы, может быть, даже лимитируем наше слушание одним жанром музыки. Мы так же имеем собственное понятие что такое «детская музыка», особенно если мы занимаемся терапией или образованием детей. 99,9% всех песен, которые создали наш первый опыт с музыкой в школе, были написаны взрослыми. Некоторым из нас в дошкольном возрасте эти песни пели родители. Но, кажется, что большинство этих песен не имеют социального значения вне того, как взрослые представляют мир детей. Это песни, сочиненные взрослыми, а что нравится детям, мы не знаем. Сможет ли кто-нибудь из нас вспомнить, какие первые звуки больше всего понравились нам?
Вполне возможно, наше собственное музыкальное образование не дает нам активно участвовать в создании музыки и, может быть, даже привело нас к тому, чтобы бояться или не любить этого. На каком-то этапе мы получили понятие — музыкальны мы или не музыкальны. Некоторые из нас помнят, как в школе учитель музыки сказал, что у них есть или нет слуха, и что они умеют, или не умеют петь. Возможно те, кому было сказано, что они не имеют слуха, будут так и думать всю оставшуюся жизнь.
Очень много работ написано по значению звуков и музыкотерапии в развитии ребенка. Оно очень важно и не подвергается сомнению. Поэтому, если терапевты и преподаватели нацелены на развитие ребенка в физическом и умственном направлении, а так же хотят повысить уровень качества жизни ребенка, очень важно уделять большее внимание осторожному музыкальному образованию без повреждения самомнения ребенка в этом направлении.
Конечно, такие факторы становятся еще более выраженными при работе с детьми с ограниченными физическими или умственными возможностями, так как эти дети могут просто не иметь возможности выражать себя через звуки, используя обычные инструменты, или, также, возможно, даже через голос. При этом они будут чувствовать, что никак не могут и не способны выражать себя в творческом отношении через звуки и музыку. В таких случаях, специалисты часто не могут сделать многого, даже если очень этого хотят. А если и могут что-либо сделать, то их возможности значительно лимитированы ограниченными возможностями ребенка.
Технология Саундбим снимает этот барьер. Она дает возможность отрегулировать систему так, чтобы ребенок играл музыку или произносил какие либо звуки с любым уровнем физических недостатков. Это можно делать от размашистых движений телом до малейших колебаний пальца.
Конечно, музыкальное образование развивается, но мы продолжаем жить в атипичной музыкальной культуре (думая об этом глобально). Вне «Западной» культуры, «быть музыкальным» может примерно означать то же самое, что и «быть человеком». Музыка играет центральную роль в большинстве социальных мероприятий – повествование сказок или рассказов, коммуникация историй, исцеление, изменение времени года и т.п. Музыка и танец выглядят мероприятиями, в которых участвуют все, а вовсе не как какое-то артистическое занятие или дисциплина. Музыка не часть жизни, в отличие от других стран. Музыка органично вплетается в жизнь человека
На фундаментальном уровне музыку можно характеризовать как «звуки, организованные человеком». То, как мы организовываем звуки для нашего эстетического или эмоционального удовлетворения, будет постоянно изменяться, и будет разным от человека к человеку.
Наша возможность сочинять музыку идет от игры с звуками и понятия «чувствительной правильности» комбинаций звуков, которым мы учимся от такой игры.
Используя технологию Саундбим, можно не просто играть на инструменте, а выражать себя через звуки, музыку и движение, как в индивидуальном исполнении, так и в групповых мероприятиях, как на одном инструменте, так и на нескольких в одно и тоже время.
Сам человек принимает решения и двигается, как ему нравится, и как ему нужно, а не как ему говорят, или как заставляет тот или иной инструмент. Человек практикует собственный выбор и сам выбирает комбинацию звуков относительно его собственного понятия чувствительной правильности.
Так же, технология Саундбим позволяет людям с ограниченными возможностями участвовать в групповых мероприятиях, создающих звуки и музыку, в которых они раньше физически были не способны участвовать.
Терапия через обучение
Мы многое знаем про важность игры в процессе обучения. Игра — это интерактивное взаимоотношение не только с другими людьми, но и с неодушевленными предметами. Дети могут научиться очень многому через игру со звуками. Саундбим — это фундаментальный инструмент, который позволяет нам учиться через взаимоотношение со звуком. Это не инструмент для воспроизведения музыки, которую дали нам другие люди (хотя и это тоже можно делать с Саундбим). Это возможность творения собственной музыки.
Все обучение зависит от поощрения. Процесс обучения должен принести нам что-нибудь такое, что нам нужно. Даже люди с выраженной инвалидностью заметно реагируют на звуки и музыку и возможность воспроизведения звуков и (или) музыки уже само собой для них является поощрением. Для того, чтобы поощрение формировало определенное поведение или физическую реакцию, оно должно быть предвидимое, т. е. человек должен знать, что поощрение будет иметь место. Например, ребенку с проблемами слуха нужно дать звуки, которые он может легко и понятно услышать, а если система обратной связи (такая, как Саундбим) не делает этого, то обучение будет не эффективным.
В обучении любым навыкам подразумевается цепочка цикличной обратной связи. Определенное действие начинает какое-то событие, которое, в свою очередь, является стимулом для дальнейшего действия и т.д. Так как разные действия производят разные события, есть несколько элементов обучения в сложном навыке и, в конце концов, выбор делается возможным.
Если, например, первоначальным действием является движение руки, которое начинает серию боя барабана (эффект 1) и если это нравится человеку (является поощрением), то это может явиться стимулом для дальнейшего движения (действие 2), которое в свою очередь дает дополнительную звуковую обратную связь. Если действие 2 отличается от первоначального действия как, например, движение всего тела, тогда эффект 2 будет новым стимулом который, возможно, вновь приведет к действию 2 (а потом и 3,4,5…), чтобы человек двигался в постоянной ритмичной манере.
Конечно, если действие производит эффект, который не является поощрительным стимулом, и даже не нравится человеку, то начинается другая цепочка. Если звук, который производится от движения, не приятен человеку, т.е. является наказанием, а не поощрением, тогда мы увидим другие действия в цепочке обратной связи. Они будут давать другую поведенческую манеру, которая сводит эффект к минимуму или прекращает его (например, отсутствие движения, при этом луч Саундбима не работает).
Таким образом, наказание тоже является агентом в обучении, но это не конструктивный подход к процессу обучения.
Основной урок от наказания — это избегание каких-либо действий, что не дает четкого формирования поведения. Другими словами, наказание дает реакцию, которая влечет за собой снижение или уничтожение возможности выбора.
Это может быть и хорошо для того, например, чтобы ребенок не совал руку в огонь, но для работы с Саундбимом это не является эффективным способом достижения каких-либо целей.
Поэтому в работе с Саундбимом важно настроить его на такие эффекты, которые будут приятны человеку, и будут являться поощрительными эффектами для достижения каких-либо целей в терапии или обучении.
Учиться обучаться
Во многих ранних работах, которые развивали дисциплину в психологи под названием ‘теория обучения’ исследователи занимались экспериментами с животными, которым давали задания для получения поощрения. Мышка, например, должна пройти через лабиринт, для того, чтобы получить еду или нажать правильную кнопку, чтобы зажглась лампочка определенного цвета. Скорость, с которой животное получало этот навык поведения, иллюстрировалась в виде графика с ‘кривой обучения’. Но для получения постоянных результатов, ученые должны были начинать тот же эксперимент с новыми группами животных каждые несколько месяцев и отказываться от старых животных, потому что они становились очень уж быстрыми в обучении навыкам нового поведения. В других словах, животные не просто обучались, но они еще учились обучаться.
Этот феномен, конечно, присущ и людям и является очень важным в процессе терапии и обучения. Саундбим же очень эффективный инструмент для активизации процессов терапии через обучение, развивая и ускоряя процесс обучаемости. Это особенно наглядно демонстрируется при работе с людьми с лимитированным и/или неконтролируемым движением и / или умственными отклонениями.
Обучение вместе с Саундбимом
В процессе обучения игре на обычном музыкальном инструменте, нужно давать очень много устных инструкций. В отличие от этого, Саундбим - инструмент, который сам обучает человека пользоваться им, при этом совсем не обязательно что-либо объяснять. Важно только наладить Саундбим таким образом, чтобы человек мог получать постоянные и легко понимаемые результаты от собственных действий.
Задачи использования Саундбима в образовании и терапии
Задачи использования Саундбима можно в краткости изложить в следующих изменениях поведения и действий человека:
• От недобровольного к добровольному
• От случайного к преднамеренному
• От замкнутости к самовыражению
• От безразличности к интересу
• От непонятого к понятному
• От небрежного к четкому
• От изолированного к интегрированному
• От одиночества к индивидуальности
В терапии и обучении, не связанных просто с воспроизведением или композицией музыки и повышении морального качества жизни человека, Саундбим используется в развитие следующих возможностей:
• Навыки интерактивного общения
• Независимое физическое движение и контроль
• Релаксация
Важно не забывать, что ограниченные возможности существуют не только у инвалидов, но и у многих людей, которые имеют временные физические ограничения из-за болезней или морального неблагоприятного состояния, такого, как депрессия. Недавний опыт использования Саундбима в детских больницах (например, у детьми с тяжелыми заболеваниями — сердечно сосудистой или онкологической патологией) показал очень существенные, (‘огромные’, по словам некоторых сотрудников больниц), результаты в этом направлении. Саундбим успешно использовался в повышении морального духа и настроения больных детей и, тем самым, так же улучшал моральное состояние родителей. Кроме этого, было замечено значительное увеличение подвижности и коммуникации у пациентов, которым давали поиграть с Саундбимом.