Елена Ноубл, Магистр физиотерапии
Что значит своевременная мобильность?
“Своевременная мобильность детей с инвалидностью” - это термин, введенный для отображения передовой практики обеспечения продолжительного времени ежедневной активной мобильности малышам с ограниченными возможностями. Мобильности, способствующий изучению, моторному развитию и социализации.
Авторы недавнего специального сообщения "Своевременная мобильность детей с инвалидностью: защита равенства в мобильности" утверждают, что мобильность - это право человека, которое начинается на первом году жизни.
Хотя многие практикующие врачи согласны с этой позицией, это фундаментальное право, к сожалению, адекватно не обеспечивается тем, кому еще нет 3 лет. Исследования говорят нам, что раннее детство - это время наиболее быстрого и значительного развития. Это критическое время пластичности развивающихся систем определяется в первую очередь опытом передвижения и исследованиями.
Что касается малышей с инвалидностью, то использование этой возможности для передвижения, обучения и роста улучшает их функциональные показатели и уменьшает осложнения в будущем. Однако вероятность того, что дети-инвалиды в возрасте от 0 до 3 лет будут активно мобильны очень невелика.
Отчасти это связано с неадекватностью вспомогательных технологий для самых маленьких, а также с проблемами доступности и финансирования. Пассивная мобильность распространена повсеместно, поскольку маленьких детей легко переносить. Также не хватает научно обоснованных исследований для стимулирования вмешательств и информирования практикующих специалистов.
Эти факторы способствуют недостаточному уровню подвижности и подвергают детей риску неадекватной нейропластичности. Таким образом, врачи, исследователи, академические круги и производители должны принять во внимание это критическое время развития и предоставить этой возрастной группе варианты мобильности, которые своевременны и уместны.
Система своевременной мобильности детей с инвалидностью
Система своевременной мобильности учитывает пять ключевых принципов – расписание, безотлагательность, мультимодальность, повторяемость и социализация. Эти принципы позволяют реабилитологам изучать современные методы обеспечения мобильности маленьких детей с инвалидностью наряду с пропагандой и предоставлением справедливых возможностей.
Расписание
Расписание учитывает, что мобильность начинается в течение первого года жизни, и даже нынешние “ранние” вмешательства на самом деле запаздывают и, следовательно, пропускают большую часть критического периода развития. Это усугубляется нерешительностью со стороны врачей и семей в отношении изучения вспомогательных технологий в самом раннем возрасте.
Исследователи и авторы, создающие “Своевременную мобильность детей с инвалидностью ”, предлагают стратегии, помогающие внедрять их в практику. Это начинается с того, что врачи внедряют практические занятия по обеспечению мобильности и вспомогательные технологии, которые помогают малышам с инвалидностью участвовать в играх, чтобы получить тот же социальный опыт, что и их сверстники.
Это также означает пропаганду финансирования технологий и соблюдение законодательства, обеспечивающих доступ этой возрастной группы к ранней мобильности. Производители оборудования также являются частью этой картины. Уменьшенное по размеру оборудование для взрослых больше не приемлемо. Малыши младшего дошкольного возраста нуждаются в вспомогательных средствах передвижения, разработанных и сконструированных с учетом их специфических требований к мобильности, которые значительно отличаются от потребностей взрослых.
Безотлагательность
Безотлагательность относится к критическому периоду развития и нейропластичности в возрасте от рождения до трех. Это признание того, что мобильность является важным фактором когнитивных способностей, физического развития и социального благополучия; и детям необходимо несколько часов подвижности в течение дня для достижения наилучших результатов в области нейропластики.
Однако существующая сегодня практика допускает частые и продолжительные эпизоды пассивной подвижности у этих детей. Это в конечном счете создает ситуации выученной беспомощности и увеличивает разрыв от сверстников в функциональном развитии. Внедрите это как можно раньше и обеспечьте поддерживающие (в физическом смысле) мероприятия и технологии для игр и изучения. Это включает в себя непрерывное образование, связанное с положительными результатами развития самостоятельного движения, как с использованием вспомогательных технологий, так и без них.
Пропаганда безотлагательности означает, что семьям не нужно выбирать между использованием средств на покупку коляски или тренажера для ходьбы. Детям и семьям необходимы как пассивные, так и активные варианты мобильности для достижения оптимальных результатов.
Мультимодальность
Принцип мультимодальности предусматривает использование различных видов поддерживающей мобильности в самых разнообразных условиях в течение всего дня ребенка, таких как поездки на детских автомобилях, тренажеры для ходьбы и удерживающие ремни безопасности. Традиционная практика и технологии сосредоточены на ходьбе как на золотом стандарте мобильности, особенно у детей в возрасте до пяти лет.1 Но подвижность не может состоять из одного двигательного навыка. Наоборот, тренировка ходьбы должна выполняться в сочетании с другими стратегиями подвижности, чтобы добиться нескольких активных часов в день, необходимых для оптимального развития ребенка. Для этого часто требуется доступ к нескольким мобильным устройствам.
Поэтому для пропаганды мобильности необходимо привлекать внимание к огромной несправедливости ситуации, когда имеется только одно мобильное устройство для детей с инвалидностью; в то время как их здоровые сверстники имеют доступ к множеству форм мобильности, от трехколесных велосипедов и самокатов до игрушек на колесиках и батутов.
В идеале практикующие специалисты должны обеспечивать развитие двигательных навыков, используя различное мобильное оборудование, и продолжать информировать потребителей о важной роли технических средств в обеспечении мобильности, доступной среды и справедливости.
Повторяемость в реальных условиях
Повторяемость означает, что у малышей ежедневный высокий уровень мобильности. Это дает им множество возможностей исследовать свое окружение, пытаться передвигаться и терпеть неудачу, повторять попытки и искать способы для передвижения. На самом деле, здоровые дети, которые учатся ходить, падают более 100 раз в день и преодолевают расстояние в 46 футбольных полей за это же время. Маленьким детям с инвалидностью нужна такая же возможность самостоятельного исследования, развития двигательных навыков методом проб и ошибок и частой мобильности в естественных условиях.
Стратегии, основанные на наилучшей повторяемости, включают создание возможностей для передвижения и использование мобильных устройств вне сеансов терапии, а также превращение движения в часть повседневной рутины в привычных условиях. Когда движение ограничено, использование мобильных устройств позволяет детям получать доступ к повседневным дома и в общественных местах.
Социализация
Обогащение повседневной жизни и окружающей среды ребенка множеством возможностей для мобильности улучшает участие и развивает социальные навыки ребенка. Движение позволяет маленьким детям взаимодействовать с членами семьи или знакомиться с новыми друзьями на игровой площадке, что, в свою очередь, улучшает коммуникативные навыки и создает условия для самостоятельной мобильности. Постоянная пропаганда инклюзивности, универсальности и доступных игровых площадок является важной стратегией наилучшей практики. Кроме того, специалисты по раннему вмешательству могут инициировать создание игровых групп, основанных на двигательной активности со сверстниками и детьми, занятыми в их группе, где это возможно. А терапевты могут дополнительно информировать семьи о важной взаимной связи между двигательными навыками и развитием коммуникации. В детстве не бывает такого понятия, как слишком много движения.
Важность своевременной мобильности
Раннее детство - это время быстрого и критически важного развития двигательных, социальных и когнитивных навыков, обусловленного в первую очередь опытом передвижения. Для детей с ограниченными возможностями использование этой возможности путем обеспечения мобильности в течение всего дня может изменить их обучение, ускорить приобретение двигательных и социальных навыков и уменьшить физические осложнения с возрастом. Таким образом, авторы концепции своевременной мобильности выступают за равенство в мобильности для всех возрастов, стадий и видов инвалидности. Термин “своевременная мобильность” подразумевает, что до сих пор маленькие дети с ограниченными возможностями не получали адекватных возможностей для мобильности из-за проблем с доступом к поддерживающим устройствам, отсутствия финансирования, недостаточной осведомленности и исследований, касающихся своевременной мобильности, ее внедрения и огромного положительного влияния на развитие.
Врачи, исследователи, производители и семьи могут принять участие в создании лучшего будущего для детей с ограниченными возможностями, если будут уделять больше внимания своевременной мобильности.
Ссылки
ОБОРУДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Что нужно знать и помнить родителю ребенка с ДЦП?
Родителям детей с ДЦП - с чего начать? Семинар ортопеда-реабилитолога Калачева А.С.
Как научить ребенка со специальными нуждами ходить в туалет?