Клэр Киилер (дипломированная медсестра, диплом детского медсестринского дела, сертифицированный специалист по уходу за людьми с диабетом)
Родители часто сталкиваются с тем, что научить ребенка ходить в туалет оказывается сложной задачей. Некоторые дети учатся быстро, но многим на это требуется время. А если у ребенка есть какие-то специфические потребности, то процесс усложняется еще больше. Приучение к туалету даже для ребенка без особых потребностей может быть стрессовым процессом, но все же для каждого ребенка это важный шаг. Умение ходить в туалет повышает чувство собственного достоинства и независимость ребенка, особенно когда он или она идут в детский сад или школу. Хорошая новость в том, что обычно к двум-трем годам дети уже умеют ходить в туалет, независимо от их специфических нужд. Тем не менее, только Вы и Ваш ребенок можете определить, готовы ли Вы учиться этому.
Готов ли Ваш ребенок?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно сделать следующее:
- Отведите ребенка к педиатру, пусть он его осмотрит и убедится, что он/она здоров, прежде чем Вы начнете приучать его/ее к горшку. Задержка обучения зависит от того, есть ли у Вашего ребенка заболевание, влияющее на работу кишечника или мочевого пузыря, или нет.
- Также, убедитесь и сообщите Вашему медработнику или врачу, если ребенок жалуется на боль во время мочеиспускания или если в моче есть кровь или гной, она пахнет неприятно или иначе, она всегда выходит по капле или ребенку сложно начать писать. Этими проблемами стоит заняться до того, как приучать ребенка к туалету или же в любой момент во время процесса обучения.
- Кроме того, боли во время мочеиспускания или испражнения могут препятствовать готовности ребенка учиться ходить в туалет. При использовании подгузника кожа может покраснеть, или же на ней может выступить раздражение. Это, в свою очередь, может вызвать боли во время мочеиспускания и способствовать воздержанию от этого. Очень важно всегда следить за тем, чтобы промежность была чистой и сухой, чтобы ребенку не хотелось сдерживать мочу.
- Часто случается, что дети сдерживаются, если надо какать не в подгузник. Если настаивать на том, что надо какать только в туалете, дети вообще могут перестать хотеть это делать. Кроме того, если ребенку больно ходить в туалет из-за того, что у него твердый стул, он не захочет, чтобы это повторялось. Это может привести к замкнутому кругу. Может помочь небольшое изменение в питании ребенка, но, прежде чем это делать, проконсультируйтесь с Вашим врачом. Такие фрукты как груши, чернослив и персики, в которых много клетчатки, могут смягчить стул. Родители знают, какая еда подойдет их детям.
Иногда, при запоре необходимы лекарства, чтобы стул был мягким. Чаще всего в таких ситуациях используют такие слабительные средства, как докузат натрия, осмотические слабительные, вроде лактулозы, и стимуляторы, вроде сиропа «Сенокот». Другим детям могут помочь свечи и клизмы. И, как всегда, очень важно проконсультироваться с Вашим врачом или педиатром, чтобы понять какие лекарства, если таковые имеются, подойдут.
Контрольный список поможет Вам определить, готов ли ребенок учиться ходить в туалет.
Контрольный список для приучения ребенка-инвалида к горшку
Готовность Вашего ребенка учиться ходить в туалет определяется его скоростью роста и уровнем развития. Далее следуют пункты, расположенные под шапками Моторика, Познание, Язык и Туалет в соответствии с развитием каждого из этих навыков. Некоторые пункты могут не относиться к Вашему ребенку, однако, чем больше пунктов соответствуют Вашему ребенку, тем больше вероятность, что он готов приступить к обучению.
Моторика
- Ребенок может сидеть с поддержкой или без.
- Ребенок сидит на корточках, не теряя равновесие.
- Ребенок ходит самостоятельно.
- Ребенок помогает одевать и раздевать его.
Познание
- Ребенок ищет свои игрушки.
- Ребенок изображает меня и/или других.
- Ребенок играет понарошку.
- Ребенок может сидеть и играть тихо сам с собой в течение пяти минут.
Язык
- Ребенок понимает простые просьбы, вроде «Найди маму».
- Ребенок может объяснить, что ему нужно, словами, знаками или жестами.
- Ребенок придумал названия процессам мочеиспускания и испражнения.
- Ребенок говорит мне, когда он описался или обкакался.
Туалет
- Ребенок способен не писать, по меньшей мере, в течение часа.
- Ребенок знает, для чего нужны горшок и туалет.
- Ребенок осознает, если описался или обкакался.
- Стул ребенка крепкий и хорошо сформированный.
Окружающие факторы, способствующие приучению детей со специальными нуждами к туалету.
Начинайте обучение, когда Ваш ребенок знакомится с принципами сотрудничества и когда дома спокойная обстановка. Например, не начинайте обучение в преддверии выходных, когда отучаете его/ее от бутылки или вскоре после того, как в доме родился братик или сестра. Также, если смотреть с практической стороны, приучать ребенка к горшку может быть легче, когда на улице тепло, потому что на нем будет меньше одежды.
Один из первых шагов при приучении к туалету предполагает ведение дневника в течение 3-5 дней. В дневник Вы записываете, когда Ваш ребенок ходит в туалет (писать или какать), когда он или она описался/обкакался и что и когда Ваш ребенок пьет. Это покажет Вам общую картину и подскажет, когда начинать приучать ребенка к горшку.
Даже если Ваш ребенок полностью обучен ходить в туалет, могут случаться неприятности. Это может произойти, если ребенок сильно возбужден, испуган, погружен в игру или разбужен кошмаром. Это также может произойти, если что-то изменилось в повседневной жизни: родился еще один ребенок, Вы переехали или ребенок пошел в школу. Будьте готовы к тому, что когда Вашему ребенку плохо, неприятные ситуации будут случаться до тех пор, пока ему не станет лучше. Тем не менее, если они повторяются и их нельзя объяснить, возможно, что это аллергическая реакция или заболевание. В таком случае, Вам необходимо связаться с медработником или врачом.
Ваш ребенок готов учиться ходить в горшок. Что дальше?
После того, как Вы и Ваш ребенок решили, что пора учиться ходить в туалет, приведите его/ее в магазин и выберете горшок. После того, как выберете стул для горшка, сажайте ребенка на горшок в одежде, а сами садитесь на туалет. (Если Вашему ребенку нужна специальная поддержка, вроде спинки, Вас может заинтересовать специальное оборудование, например, Туалетная система Рифтон «Голубая волна»). Чтобы ввести поход в туалет в распорядок дня, Вы можете дать ребенку лакомство или читать ему вслух, пока он/она сидит на горшке.
Потом, в течение недели или около того спрашивайте ребенка, снять ли подгузник, когда он сидит на горшке или нет. В течение еще двух недель, водите ребенка к туалету после того, как он покакает, и кладите в него фекалии. Так он/она понимает, что туалет предназначен для них. Не смывайте их при ребенке (некоторым детям смешно, когда их смывают, но других это может испугать или сбить с толку – а куда они делись?). Спустите воду, когда Ваш ребенок потеряет интерес и выйдет из комнаты.
Если Вы столкнетесь с сопротивлением на каком-либо из этих шагов, просто оставьте на несколько дней попытки приучить ребенка к горшку.
Следующий шаг – предложить напоминать ребенку ходить в горшок каждый час. Когда он/она делает это, оставьте его там и похвалите. Ночное обучение должно начаться только тогда, когда Ваш ребенок просыпается сухим или когда он остается сухим в течение 6 часов.
Независимо от того, какую систему Вы выберете, поощряйте успехи Вашего ребенка. Важно ободрять его и быть позитивным. Время от времени будут случаться неприятности. Важно то, как Вы с ними справитесь. Будет правильно показать небольшое разочарование, но никогда не ругайте и не наказывайте Вашего ребенка и не раздувайте из мухи слона. Скажите ребенку, что все хорошо, и что он сходит в горшок в следующий раз.
Инструменты для приучения к туалету детей с инвалидностью
Существует множество техник, которые могут помочь родителям в процессе приучения ребенка к горшку:
«Ролевая модель», например, позволяет ребенку учиться посредством имитации.
- Попробуйте политику «открытых дверей», чтобы ребенок мог видеть, как другие члены семьи пользуются туалетом.
- Попробуйте поместить в подгузник ребенка ткань, плохо впитывающую влагу, чтобы ребенок мог почувствовать, когда описается.
- Чтобы подбодрить ребенка, чтобы он сидел на горшке дольше или после того, как успешно сходит в туалет, можете давать ему маленькие вознаграждения. Например, один из родителей поставит на холодильник корзину с дешевыми безделушками, которые он запакует, как подарки. Каждый раз, когда ребенок сходит в туалет, один из родителей будет давать ему награду. Вы можете превратить процесс обучения в веселье и для себя, и для ребенка.
- Существует много продуктов, призванных помочь с приучением к туалету. Также есть музыкальные горшки и календари обучения с веселыми разноцветными наклейками. Одна из идей – капнуть пару капель пищевого красителя в туалет и попросить ребенка угадать, как изменится цвет, если он/она пописает или покакает. Купите ребенку белье с его любимыми мультяшными персонажами. Сделайте из этого игру, в которой задачей ребенка будет не дать своему персонажу намокнуть. Активные в течение дня индикаторы намокания (сенсоры в трусиках ребенка, которые передают сигнал, когда он намок) помогут ребенку заметить, когда он описался.
Преодолевая трудности в обучении детей-инвалидов посещения туалета
Типы сложностей, с которыми сталкивается Ваш ребенок в процессе обучения (обучение какать, обучение писать или оба) и потенциальная возможность контролировать это зависят от специальных нужд Вашего ребенка и от того, сложно ли это физически или умственно, а также от того, насколько сильно ребенок болен. Некоторым детям может быть сложно добраться до туалета и сидеть на нем. В таком случае, родителям придется помочь им принять необходимое положение и удерживать его, пока ребенок ходит в туалет. Бывает, что детям сложно объяснить, что им нужно в туалет, а родителям сложно объяснить вещи, связанные с процессом похода в туалет.
Существует ряд приспособлений для туалета, которые помогут физически ограниченному ребенку сидеть на нем. (См. Туалетную систему). Для более старших или высоких детей существуют приподнятые сиденья с ручками безопасности, которые помогают ребенку принять необходимое положение на туалете. Для малышей есть несколько марок сидений для горшков со спинками, которые поддерживают ребенка, отклоняющегося назад. Разное позиционирование ребенка на туалете также может помочь. Некоторые эксперты предлагают детям оседлать туалетное сиденье или горшок. Если ребенок будет сидеть на туалете наискось, это также может помочь.
Вы нашли ответ на свой вопрос?
Если нужна дополнительная информация, свяжитесь с нами удобным для Вас способом или оставьте свои контакты в окошке справа, и мы обязательно постараемся помочь!
ОБОРУДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Посещение туалета детьми-инвалидами. Как повысить качество и регулярность этой процедуры?
ТОП-6 особенностей «Гигиенической туалетно-ванной системы Рифтон HTS»
Посещение туалета с использованием подъёмника ТРАМ
Оптимальное положение тела детей с инвалидностью во время туалета