Элена Ноубл, ведущий физиотерапевт
Тренировка ходьбы – это фундаментальное направление в реабилитационной педиатрии. В настоящее время в этой области доминируют напольные вспомогательные устройства и бегущие дорожки, но появляются роботизированные технологии, которые предлагают решения для нормализации и улучшения качества ходьбы главным образом через применение принципов выработки моторных навыков и использование систем с динамической весовой нагрузкой. Нам нужно знать больше об этих новых технологиях, о том, что они предлагают и каковы пределы их возможностей.
Недавно было опубликовано новое качественное исследование, которое содержит в себе важную мысль: цели и задачи врачей должны ориентироваться на цели и потребности детей, которых они лечат. Это публикация Шерон Филан и ее коллег из Университета Альберты (Канада) «Что такое ходьба с помощью робота? Перспективы развития ребенка с применением роботизированной технологии тренировки ходьбы» (журнал Disability and Rehabilitation ).
В исследовании Филан принимало участие пятеро детей, страдающих ДЦП, имеющих уровни 2 и 3 по шкале оценки общей моторики. Эти дети были отобраны из более широкого рандомизированного контролируемого клинического исследования, целью которого было сравнение «Локомат»- терапии (Локомат – это роботизированный тренажер ходьбы на базе бегущей дорожки с системой динамической весовой нагрузки) и традиционных тренажеров ходьбы. Первый этап включал в себя наблюдение за этими пятью детьми во время использования Локомата, второй этап – интервью с детьми.
По результатам интервью исследователи отмечают, что дети испытывали «смешанные впечатления» от роботизированной технологии. Дети не чувствовали полной уверенности или воодушевления от этой технологии для удовлетворения потребности «ходить нормально», отмечалась даже некоторая тревожность и страх от ее использования. Кроме того, несмотря на то, что Локомат оснащен сенсорными играми и другими видами развлечений, дети заскучали после ходьбы в устройстве.
Что касается традиционной терапии, стоит заметить, что дети высоко оценивают возможность взаимодействия между ними и терапевтами. Это подчеркивает важность человеческого общения и отношений, того, о чем нам всем не мешало бы помнить, когда мы оцениваем возможные инновации в области тренировки ходьбы.
Источник : Phelan S, Gibson B, Wright F. What is it like to walk with the help of a robot? Children’s perspectives on robotic gait training technology. Disabil Rehabil . 2015. Early Online: 1-10.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Обучение ходьбе и динамическое движение
Рекомендации специалиста по выбору тренажера ходьбы при ДЦП
Обучение ходьбе инвалидов: 5 общих целей и как их достичь
Как выбрать тренажер ходьбы для инвалидов - взрослых?
Рекомендации по использованию сложного тренажера ходьбы Рифтон Пейсер. Часть 1: Особенности конструкции
Рекомендации по использованию сложного тренажера ходьбы Рифтон Пейсер. Часть 2: Практические примеры.